«НАТО – друг Украины», но заявки на членство пока не будет

Порошенко компенсирует для себя обиду на Гамбург

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В понедельник 10 июля в Киеве состоялось заседание комиссии  Украина-НАТО с участием генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга. Он сходу пообещал дальнейшее тесное сотрудничество с Украиной «в вопросах обороны, управления и экономических реформ, которые являются чрезвычайно важными для украинской стабильности, процветания и развития». «НАТО – друг Украины, так же, как и Украина – друг НАТО», – подчеркнул Столтенберг. 

Высказался генсек НАТО и по поводу ситуации в Донбассе: «Очевидно, что режим прекращения огня не соблюдается. Мы также обеспокоены увеличением угрозы для наблюдателей ОБСЕ. Минские договорённости остаются единственным путем к миру. Россия должна вывести тысячи своих солдат с Украины и перестать поддерживать боевиков путем управления войсками и предоставлением военной техники». С доказательствами присутствия «тысяч солдат» РФ Столтенберг решил не морочить голову ни себе, ни украинцам: он просто заявил о «тысячах солдат» вслух, и этого для жителей Украины должно быть достаточно, – всё равно ведь о том же самом ежедневно твердят украинские СМИ, так что подтверждений просто не требуется.

Летом 2017 года кто только ни читал по-своему минские договорённости: президент Украины увидел в списке всего пять пунктов, да и выполнение этого куцего перечня возложил на Россию; президент Франции ограничился короткой «формулой Макрона» из трёх положений; госсекретарь США увидел необходимость первого шага со стороны России; и вот теперь генсек НАТО нашёл собственную «формулу Столтенберга». 

Удивительно, но Столтенберг даже не вспоминает про обязательства Украины по выполнению минских соглашений: политическое урегулирование, включающее ряд законов, обмен «всех на всех», восстановление социально-экономических связей. Всё свелось к требованиям от России оказать влияние на ДНР и ЛНР, чтобы армии республик молча подняли белые флаги над Донецком и Луганском. Такие «минские соглашения» украинскую власть вполне устраивают: можно бесконечно долго о них говорить, но ничего не делать для установления мира в Донбассе. 

Полностью выхолощенный «Минск» – это ключ к войне, а не к миру. Украинская сторона уже адаптировалась к «недоминску»: никто и не думает выполнять условия перемирий, отводить вооружения и обменивать пленных. Ситуация катастрофически деградировала: если раньше Украину можно было так или иначе заставлять прекращать огонь или склонять к обмену пленных, то теперь никакой управы на кровавую киевскую камарилью нет. И если в который уже раз по совету Тиллерсона ДНР и ЛНР проявят добрую волю и ангельское терпение и, сцепив зубы, не будут отвечать на огонь из-за линии разграничения, всё равно стрельба не утихнет. Наоборот, обязательно будут новые жертвы – как в прошлый раз, как в позапрошлый, как это происходит с 2016 года.

НАТО активно помогает этому – и на словах, и на деле. «Союзники НАТО тренируют украинские вооруженные силы и каждый день советники НАТО поддерживают реформу украинского сектора безопасности и обороны, – отметил генеральный секретарь альянса. – Мы также поддерживаем предоставление любой помощи Украине со стороны стран-членов НАТО на двустороннем уровне». Ему ли не знать, что обученные натовскими инструкторами вояки применяют полученные навыки в Донбассе.

Пётр Порошенко, принимая в Киеве Йенса Столтенберга, рассыпался в благодарностях и заверениях в приверженности новому украинскому курсу – «в НАТО». «Отныне наш приоритет – интеграция в евроатлантическое пространство с целью получения членства в Организации Североатлантического договора. И очень важно, что это решение НАТО и 29 стран-членов. Ни одна страна за пределами НАТО не имеет права вето или права разрешения для этого сотрудничества. Это воля 29 стран и воля страны – будущего члена», – заявил глава украинского государства. По его мнению, краеугольный камень НАТО – это Украина, и поэтому «вопрос обеспечения европейской и мировой безопасности просто не могут предметно обсуждаться и быть успешно решены без прямого и непосредственного участия нашего государства». Этими словами Порошенко компенсирует для себя скрытую обиду на Гамбург, куда его не пригласили обсудить в «нормандском формате» не только «вопрос обеспечения европейской и мировой безопасности», но и ситуацию на Украине.

На днях украинский президент подписал проголосованные в июне парламентом изменения в закон об основах внутренней и внешней политики, определив, что «основными принципами внешней политики являются углубление сотрудничества с Организацией Североатлантического договора с целью приобретения членства в этой организации».  Но заявки на членство в НАТО Украина пока что не подаёт: Порошенко надеется на помощь альянса «для достижения необходимых стандартов» к 2020 году. «Реформирование и усиление обороноспособности страны – это первоочередная задача для нашего взаимодействия с НАТО на современном этапе», – сказал украинский президент прессе. Видимо, в НАТО, несмотря на все заверения в поддержке украинского курса, намекнули Порошенко на то, что пока лучше остаться друзьями.

Йенс Столтенберг сообщил, что конкретная помощь НАТО Украине составит около 40 млн евро: «Через десять трастовых фондов союзники НАТО должны предоставить почти 40 млн евро на поддержку Украины в таких сферах как командование и управление, кибербезопасность и медицинская реабилитация». Порошенко, в свою очередь, предложил создать ещё один траст – для «сети учреждений психологической реабилитации участников боевых действий и членов их семей». Проблема для Украины более чем актуальна: 500 ветеранов так называемой АТО покончили жизнь самоубийством из-за посттравматического синдрома, а число преступлений, совершаемых бывшими вояками, тщательно скрывается, дабы не вселять ужас в жителей Украины.

Соб. корр. ФСК