Перейти к основному содержанию

Пиночеты украинского разлива

В самих «Вестях» считают, «что все сегодняшние действия ГПУ и Нацполиции, оцепление торгового и бизнес-центра, удержание сотрудников и проведение обысков – направлены на закрытие «Вестей» с исключительной целью не допустить работу медиа с иной, отличной от власти, повесткой дня».

В День взятия Бастилии на Украине силовики «брали» медиахолдинг «Вести»

«Главный военный прокурор Украины провел сегодня блестящую военную операцию против редакции умеренно-оппозиционной газеты. В ходе блицкрига применялась бронетехника, а сам полководец пишет, что собирался задействовать вертолёты.

Враг ожесточенно сопротивлялся, но наши герои разгромили террористические войска антиукраинских писак», – с сарказмом написал в своей ленте Facebook украинский журналист Андрей Манчук. Речь идёт о газете «Вести», точнее о целом медиахолдинге. В День взятия Бастилии его обыскивали с автоматами и бронетехникой. Видимо, раз в дело впряглась военная прокуратура, надо, чтобы всё было по-военному.

Пришить редакционной политике «Вестей» сепаратизм или государственную измену у власти не выходит: журналисты почти не сообщают о событиях в Донбассе, называют  ополченцев «боевиками», ДНР и ЛНР – «так называемыми». То есть на «агентов Кремля» никак не тянут. Правда, и сводок штаба АТО тоже не публикуют. И дифирамбов власти не поют – объективно рассказывают о ситуации в стране: например, про кортеж президента Порошенко, который в Сумах ехал по пешеходной зоне, или про скандал на саммите Украина-ЕС, связанный с отсутствием итоговой резолюции. В апреле нынешнего года «Вести» опубликовали расследование о деятельности и благосостоянии главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, а 14 июля в офисе медиахолдинга случились «маски-шоу», организованные героем этого расследования. Сам Матиос с гордостью рассказал о том, что его ведомство совместно с полицией и спецподразделением «Корд» проводит 183 обыска в помещениях, будто бы принадлежащих бывшему министру доходов и сборов Александру Клименко «по делу преступной организации Януковича-Клименко». В том числе обыски проходят и в здании торгового центра «Гулливер», несколько этажей которого принадлежат семье Клименко (именно там располагается медиахолдинг «Вести»). Также главный военный прокурор ожидает прекращения выпуска газеты «Вести» и «других фейковых сайтов» без суда и следствия. По словам Матиоса, холдинг финансировался за счёт денег, украденных у государства: якобы средства отправлялись в офшоры, а оттуда были перечислены на счета «Вестей» и закупку тысячи железнодорожных вагонов, за счёт эксплуатации которых финансировался медиахолдинг. Звучит красиво, но пока это только слова. Бывший министр Клименко отрицает, что обыски проводятся в его помещениях, а руководство «Вестей» заявляет о том, что Матиосу не удастся заблокировать выпуск газеты. Оперативная информация из редакции тревожна: «Всех людей собрали в большой переговорке (человек 30), выпускают в туалет и попить. Проверяют в телефонах списки контактов и мессенджера. Тех, кто не даёт – забирают. Ребят радиоведущих отпустили на эфир, но сидят над ними. Выпустили одну нашу беременную девочку». В офисе – автоматчики, ТРЦ «Гулливер» окружён бронетехникой. Силовики угрожают радиоредакции прикрыть эфир, если будут звучать сообщения о происходящем. Пиночеты украинского разлива, не иначе. Военный прокурор сетует, что из-за плохой погоды не удалось использовать вертолёты. «Диктатор Янукович» на фоне всей этой «пиночетовщины» выглядит просто добряком: при его власти можно было безбоязненно выливать ушаты критики, а то и откровенной грязи на власть. А уж если бы он вдруг отправил вооружённых силовиков обыскивать редакцию какой-нибудь «Украинской правды» или телеканала «1+1», все украинские оппозиционеры, в те времена не вылезающие из эфиров, дружно бились бы в истерике, а западные «друзья Украины» строчили бы протесты и угрожали санкциями.

«За всю украинскую историю так никогда еще не закрывали рот СМИ, не жгли телеканалы, не убивали журналистов. Медиа «кошмарят» не просто так, власти выхолащивают информационное поле», – говорит украинский политолог Руслан Бортник.

«Все эти обыски, закрытия телеканалов, все эти издевательства над Игорем Гужвой или «Радио Вести», или другими оппозиционными СМИ, которые осмеливаются критиковать власть, издевательства надо мной в конце концов – это все являются цепочками, связанными между собой. Власть таким образом зачищает информационное пространство, а нам остается быть только в статусе «врагов народа» или "агентов Москвы"», – заявляет опальный журналист Руслан Коцаба.

«Нас волнует, чем вызвана такая показательная демонстрация силы, насколько необходимо присутствие автоматчиков, которые сейчас пребывают в редакциях. Допущены ли адвокаты и юристы для защиты прав журналистов, могут ли журналисты выполнять свою работу? – задаёт риторические вопросы глава национального союза журналистов Сергей Томиленко. – Если мы хотим строить нормальную европейскую страну, то нужно посмотреть, а в какой еще стране правоохранительные органы могут себе позволить такое поведение?» Все такую страну знают. Правда, расположена она не в Европе.

«Это не та ситуация, когда хотят «подогреть» холодное лето 2017-го. Скорее, продолжается повышение ставок. Есть ощущение грядущих перетасовок: кто-то полагает, что речь об осенних парламентских выборах. Кто-то – что о переформатировании конструкции власти на осень. Но очевидно повышение ставок, и «работа» с информационным пространством идет полным ходом», – комментирует события в «Вестях» украинский политический эксперт Михаил Павлив.

«После того как у «Радио Вести» забрали практически весь эфир, а газету затравили, казалось бы, можно оставить их в покое. Но нет. В День взятия Бастилии целый военный прокурор руководит операций по штурму редакции, в центре Киева – автоматчики и «замечена бронетехника», журналистов держат в помещении как заложников. А параллельно Добкину (депутат, бывший градоначальник Харькова. – Ред.) вручают «подозрение» и происходит суд по сфабрикованному делу Гужвы (главный редактор интернет-издания «Страна». – Ред.). Никогда еще свобода и демократия в Украине не цвели столь пышным цветом», – заявляет украинский политик Евгений Мураев.

«Сегодня во Франции национальный праздник – День взятия Бастилии. А в Украине обыск в медиахолдинге «Вести». Для президента Украины все СМИ, которые ещё осмеливаются иногда критиковать власть, являются «Бастилией». Если их «возьмут», то есть смогут всем закрыть рот, тогда будут шансы победить на президентских и парламентских выборах. Если хотя бы некоторые СМИ сумеют уцелеть, то шансов удержаться у власти, увы, не будет.

К сожалению, атаки на журналистов будут продолжаться. Другого выхода у действующей власти просто нет», – пишет украинский эксперт Николай Спиридонов.

В самих «Вестях» считают, «что все сегодняшние действия ГПУ и Нацполиции, оцепление торгового и бизнес-центра, удержание сотрудников и проведение обысков направлены на закрытие «Вестей» с исключительной целью не допустить работу медиа с иной, отличной от власти повесткой дня».

«Нечувана свобода слова», как сказал Порошенко.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0