Перейти к основному содержанию

Уволят ли польского начальника украинских железных дорог?

Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко обратился к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой не продлевать контракт с главой «Укрзалізниці» (железнодорожного ведомства) поляком Войцехом Балчуном. Луценко заявил, что прокуратура и другие правоохранительные органы расследуют около 90 уголовных дел по фактам растраты имущества должностными лицами предприятия. Генпрокурор напомнил также о расследовании военной прокуратуры по факту разглашения работниками «Укрзалізниці» сведений, содержащих государственную тайну.

Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко обратился к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой не продлевать контракт с главой «Укрзалізниці» (железнодорожного ведомства) поляком Войцехом Балчуном. Луценко заявил, что прокуратура и другие правоохранительные органы расследуют около 90 уголовных дел по фактам растраты имущества должностными лицами предприятия. Генпрокурор напомнил также о расследовании военной прокуратуры по факту разглашения работниками «Укрзалізниці» сведений, содержащих государственную тайну.

Генерального прокурора поддерживает и министр инфраструктуры Владимир Омелян, он надеется, что Кабмин примет решение не продлевать контракт с Войцехом Балчуном и его командой. 

А ведь с момента назначения польского рок-музыканта Войцеха Балчуна главным железнодорожником Украины прошло чуть больше года. Балчун не скупился на обещания: за год сэкономить для госкомпании около $270 млн; улучшить качество обслуживания пассажиров; запустить мобильное приложение, упрощающее покупку билетов; изменить структуру грузового тарифа и автоматизировать систему распределения грузовых вагонов; привлечь для украинской железной дороги $1 млрд инвестиций, а также «перехватить» транзит грузов между Китаем и ЕС.

Достижения за год работы куда более скромные. Министр инфраструктуры Владимир Омелян обвинил Балчуна в  манипулировании финансовой отчётностью компании в первом полугодии 2017 года. Реальные финансовые показатели по данным министерства ухудшились. А изменения в сфере грузовых перевозок, спровоцированные Балчуном, свелись к повышению тарифов на 22,5%.

Главный железнодорожник обещал покончить с коррупцией, но с этим совсем плохо. Коррупционные скандалы в ведомстве возникают с завидной регулярностью: только в июне текущего года их было несколько. 13 июня Генеральная прокуратура провела обыск в здании «Укрзалізниці» по делу о растрате средств в особо крупных размерах. Уже на следующий день Служба безопасности Украины сообщила о том, что железнодорожники разработали коррупционный механизм по продаже «налево» электроэнергии. А 23 июня Национальное антикоррупционное бюро Украины отчиталось о 16 уголовных производствах на «Укрзалізниці», выявленный ущерб по которым составляет около $39 млн. Одновременно НАБУ обратилось в суды с исками о расторжении заведомо невыгодных для госкомпании договоров, заключённых её руководителями, на $11 млн.

«Укрзалізниця» также декларировала смелые планы по обновлению вагонов на текущий год, но из запланированных 9 тысяч грузовых вагонов за первые четыре месяца 2017 года построено всего 252. Критической осталась и ситуация с локомотивами, износ которых превышает 90%. 

Привлечение варягов к управлению Украиной провалилось,  Гройсман это признал. «Я думаю, мы в какой-то период времени начали этим злоупотреблять. Украину должны строить украинцы», – вдруг заявил премьер. Не слишком ли позднее прозрение? Ведь итог работы легионеров оказался для Украины катастрофическим. 

Народный депутат Украины, радикал Игорь Мосийчук собирается после парламентского летнего отпуска действовать силой: «Войцех Балчун загоняет УЗ (железнодорожное ведомство. – Ред.) в пропасть. Этого польского гастролёра-коррупционера нужно как можно быстрее пинками гнать к границе. Если же правительство не услышит, то осенью буду собирать вменяемых коллег-нардепов и выбросим его за шкирку», – написал Мосийчук на своей странице в Facebook.

Сам Войцех Балчун заявил, что он не определился, пришло ли время ему покинуть занимаемую должность. «Договор ещё действует, и любая из сторон в любой момент может его прекратить. Я могу спокойно смотреть в зеркало, результаты моей работы видны. Согласно украинскому законодательству, пока я продолжаю работать, и это может прекратиться тогда, когда будет принято соответствующее решение», – ответил он на вопрос журналистов, не планирует ли уходить в отставку. 

В 2016 году Балчун запросил зарплату $1,5 млн в год, 25% которой составляет фиксированная сумма, остальное – разнообразные надбавки за успехи в работе. Кроме того, польский начальник украинских железных дорог пользуется корпоративной кредитной картой, ежедневный лимит которой составлял около $800. В железнодорожном ведомстве считают, что контракт с Войцехом Балчуном действует до июня 2019 года, так что у польского рокера нет особого повода для волнений: он продолжает очень прилично зарабатывать на Украине.

Не исключено, правда, что страсти вокруг предприимчивого поляка разжигаются с единственной целью – пристроить на это очень тёплое местечко своего человека. Как говорил герой известного фильма, «такая корова нужна самому».

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0