Перейти к основному содержанию

Третий этап конфронтации Россия – США после распада СССР

И в своём развитии, и в мире Россия выбирает особый путь. Если под влиянием 1% населения во всём «развитом мире» идёт демонтаж социальных достижений, то в России формируется мощный запрос на противоположный процесс – показательное строительство социального государства. Это строительство станет важнейшим фактором притяжения к России стран и народов, испытывающих давление глобализма. Точно так же формируется и внешнеполитическая стратегия РФ, способная превратиться в центр притяжения мировых антиглобалистских сил. 

Российское экспертное сообщество практически единодушно утверждает, что с подписанием 2 августа Дональдом Трампом закона об антироссийских санкциях наступает новый этап конфронтации между США и РФ. 

Это принципиально новая ситуация. Она заставляет оглянуться на весь последний период российско-американских отношений, начиная с прихода Ельцина к власти, и задаться вопросом, а было ли время искреннего взаимопонимания и добросовестного сотрудничества между двумя государствами? 

Да, стремление значительной части российского политического класса и бизнеса к такому развитию, действительно, было. Эти люди, будто вчера родившиеся, не хотели знать, что действия американских правящих кругов определяются стремлением к мировой гегемонии, где никакому равноправию с другими государствами места нет. 

Прошло несколько лет со времени совершённой при помощи Запада «русской демократической революции», и в 1998 году появилась книга Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска», где важнейшим условием главенства США в мире, оставшемся без СССР, провозглашалось распространение американского влияния на всё постсоветское пространство. 

Никакого периода добросовестного сотрудничества Запада с Россией не было. Была вся та же конфронтация с существенно изменившимися условиями борьбы. После расчленения СССР российские ставленники Запада – «младореформаторы» – занялись планомерным демонтажем военно-экономического могущества государства и идеологических опор общества. Одновременно на Северном Кавказе англосаксонские спецслужбы разожгли сепаратизм, который должен был стать детонатором развала страны. Сопротивлялось этому лишь национальное самосознание русского народа. 

Стратеги НАТО не ошиблись в оценке глубинной реакции российского общества на их политику в первый период завуалированной конфронтации. Стало ясно, что режим Ельцина не сможет создать для них достаточных условий для завершения расчленения Российской цивилизации. Более того, ослабленная Россия продолжала генерировать из глубины своей стремление к сохранению национального достоинства и независимости. 

И в 1999 году Запад начал новое наступление: в марте была развязана агрессия НАТО против Югославии; в апреле на саммите альянса в Вашингтоне был принят План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ НАТО), открывший дорогу экспансии блока на Восток, к российским границам; в августе банды сепаратистов на Северном Кавказе начали вторжение в Дагестан. 

Однако разворот самолёта премьер-министра Евгения Примакова над Атлантикой в ответ на начало натовских бомбардировок Югославии и разгром террористических банд, совершённый его преемником на премьерском посту Владимиром Путиным, показали, что в России берут верх силы, решительно вставшие на защиту её национальных интересов. Период разрушения России под прикрытием лицемерной дружбы с Западом подошёл к концу. 

Это стало понятно не всем и не сразу, но после речи Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году сомнений не оставалось: Западу придётся иметь дело с новой реальностью, выражением которой стала политика президента Владимира Путина. Вот основные черты этой политики:

1. Путин является не случайным представителем антинатовского мышления в России, он выражает консолидированное мнение российского общества;

2. Те, кто ориентируются в России на «слияние с Западом», недостаточно сильны, чтобы выдвинуть лидера, способного повернуть курс России вспять. В российском обществе преобладает ожидание того, что В. Путин «разберётся» с олигархической верхушкой и прекратит эксплуатацию Западом российских хозяйственных ресурсов;

3. Лидеры российских либералов всё больше попадают в зону устойчивого отторжения общественным мнением и рассматриваются как отщепенцы. Реальная, хотя и резкая критика недоработок российского правительства идёт со стороны патриотических сил и имеет совсем иное содержание: требует от правительства дальнейшей суверенизации политики и выхода на темпы развития выше среднемировых;

4. Россия вкладывает скромные по сравнению с Западом средства в развитие оборонного сектора, но в областях военно-космической техники, РЭБ, сверхточного наступательного оружия у неё имеются прорывные достижения. 

Второй этап противостояния, начавшийся с президентства В. Путина, характеризовался тем, что НАТО расширила спектр давления на Россию. Были развязаны грузино-осетинский конфликт, затем кризис на Востоке Украины. Против России были введены экономические санкции. Активизировалось продвижение «зоны ответственности НАТО» в восточном направлении. Путин стал объектом систематических нападок глобальных СМИ.

Однако потенциал второго этапа тоже начал себя исчерпывать. Россия разрешила грузино-осетинский конфликт в свою пользу, повесила чугунную украинскую «медаль» на шею западных инициаторов кризиса и ведёт дело к успешному завершению войны в Сирии. Морально-психологическое и экономическое давление Запада на население России вызывает обратную реакцию. После годов идейного разлада российское общество начинает ощущать в себе объединительные импульсы.

Казалось бы, провал замыслов второго этапа должен быть очевиден, но в психологии англосаксов вообще нет места пониманию равноправного партнёрства. Начался переход к третьему этапу, цель которого проста: прекратив игры в «партнёрство», сломать Россию через колено. Россию нужно обескровить экономически, втянуть в непосильную для неё гонку вооружений, создать атмосферу «осаждённой крепости», превратить Россию в государство-изгоя, разжечь внутри России сепаратизм и религиозные конфликты, воспитать и привести на политическую сцену разрушителей. 

Главным вопросом, который сегодня занимает умы российских политиков, является вопрос о формах противодействия этому агрессивному напору. Весь второй период конфронтации, продолжавшийся с 1999 по 2017 год, характеризовался тем, что Россия в защите своих национальных интересов руководствовалась принципом разумной достаточности, стараясь не допустить разрастания инициированных Западом конфликтов (Грузия, Украина, Сирия). 

Сегодня Россия окрепла. Вполне вероятно, что начавшийся третий этап конфронтации Запада и России будет характеризоваться провоцированием России на более активные, более жёсткие ответные действия с целью создания предлога для «сокрушающего удара». Способствует этому и информационное преобладание Запада, позволяющее проталкивать в СМИ самые невероятные интерпретации российской политики. 

Поэтому представляется, что положительно зарекомендовавшая себя линия разумной достаточности будет продолжена и на третьем этапе конфронтации. Единственное, о чём надо позаботиться, – это о том, чтобы обезопасить свои зарубежные авуары и перекрыть отток из страны финансовых средств по серым и чёрным схемам.

Одновременно новый этап конфронтации требует от РФ гораздо большего внимания к использованию «мягкой силы» в первую очередь в зонах первоочередных национальных интересов – в Беларуси, на Украине, в Молдове, в бывших советских республиках Центральной Азии, в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, на Балканах. Сегодня противоборству на основе «мягкой силы» уделяется недостаточно внимания, и мы несём ощутимые потери; если это не остановить, процесс может привести к потере поддержки даже традиционных друзей. Информационная работа, культурный обмен, вовлечение в гуманитарные проекты этих стран и регионов должны кратно возрасти в своей интенсивности. Это лучшее средство противодействия Западу в его настойчивых попытках изоляции Российской Федерации. 

Третий этап конфронтации ставит также перед российским политическим классом вопрос о дальнейшей консолидации общества на принципах национальной идеи, контуры которой уже проявляются. Такая идея вызревает не в умах политтехнологов, а в реальной политической практике.

И в своём развитии, и в мире Россия выбирает особый путь. Если под влиянием 1 % населения во всём «развитом мире» идёт демонтаж социальных достижений, то в России формируется мощный запрос на противоположный процесс – показательное строительство социального государства. Это строительство станет важнейшим фактором притяжения к России стран и народов, испытывающих давление глобализма. Точно так же формируется и внешнеполитическая стратегия РФ, способная превратиться в центр притяжения мировых антиглобалистских сил. 

Этот особый путь, будучи интеллектуально обоснован, станет главным объединяющим фактором российского общества.

Оцените статью
0.0