Перейти к основному содержанию

Financial Times предупреждает: Украина становится островом!

Британское издание Financial Times опубликовало статью сотрудников Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, прогнозирующих скорую изоляцию Украины. Конечно же по вине России, которая, по мнению авторов публикации, закрывает украинцам «западное окно».

Британское издание Financial Times опубликовало статью сотрудников  Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, прогнозирующих скорую изоляцию Украины. Конечно же, по вине России, которая, по мнению авторов публикации, закрывает украинцам «западное окно».

Украина, которая раньше была «мостом» между Востоком и Западом, скоро превратится в остров – в августе Россия завершила строительство железной дороги, огибающей территорию Украины. Изоляция Украины будет одним из самых разрушительных последствий войны, считают авторы FT Джеффри Мэнкофф (Jeffrey Mankoff) и Джонатан Хиллман (Jonathan Hillman).

В 2013 году Виктор Янукович, занимая пост президента, заявил, что идея создания Нового шёлкового пути будет активно поддерживаться Украиной. Во время визита в Китай он подписал несколько соглашений, которые могли принести Украине восемь миллиардов долларов инвестиций. Однако все те сделки стали жертвами вооружённого конфликта, который вспыхнул в начале 2014 года, отмечает FT.  В мае этого года в Пекине состоялся форум «Один пояс – один путь», где обсуждался проект Нового шёлкового пути. Его маршрут, как оказалось, лежит в обход Украины – никто не хочет связываться со страной, в которой идёт гражданская война, процветает коррупция и не работают законы. Прямой связи между государственным переворотом на Украине в феврале 2014 года, итогом которого стало свержение президента Януковича, и несостоявшимися сделками с Китаем, не пожелавшим сотрудничать с путчистами, американские эксперты в упор не видят. А она, эта связь, есть.

В результате войны и по политическим соображениям было разорвано множество связей не только между Украиной и Россией, но и внутри самой Украины – между промышленными Донецкой и Луганской областями и оставшейся частью страны, пишут аналитики Центра.

По данным ООН, к ноябрю 2014 года было разрушено 53 моста, 45 участков дорог и 190 железнодорожных сооружений. Нанесённый инфраструктуре ущерб оценивается в 440 миллионов долларов, и, хотя некоторые объекты были отремонтированы, до полного восстановления ещё далеко. Киеву и Москве придётся выстраивать новые маршруты, которые позволят переориентировать торговые потоки. При этом авторы FT уверены, что «в самом начале вооружённой борьбы сепаратисты наносили удары по ключевым объектам инфраструктуры на востоке Украины». Давно знакомый аргумент: сами себя обстреливали. Связь между объявлением так называемой АТО путчистами, занявшими государственные должности на Украине после переворота, и разрушением инфраструктуры Донбасса в FT опять не видят – такая уж особенность зрения у аналитиков!

Financial Times напоминает, что в 2014 году Украина оборвала автомобильное и железнодорожное сообщения с Крымом, а также прекратила обеспечивать полуостров водой. Осенью 2015 года активисты из числа крымских татар взорвали опоры линий электропередач, в результате чего подача электричества в Крым была временно приостановлена. При этом авторы публикации отмечают, что произошло это,  «когда в начале 2014 года поддерживаемые Россией сепаратисты захватили Крым». Сепаратистами в FT называют, видимо, крымчан, которые выразили на референдуме демократическим путём свою волю – воссоединиться с Россией. Аналитикам из Вашингтона это видится, как «захват» Крыма. 

«Пока Киев пытался изолировать Крым в экономическом смысле, Москва занялась созданием новой инфраструктуры, призванной обеспечить бесперебойное сообщение между Крымом и Россией. Главным проектом стал четырёхмиллиардный мост, ведущий в Крым, который Россия строит через Керченский пролив, а также двухмиллиардная автомагистраль. 

Сооружая мост, Россия продолжает строить инфраструктуру, позволяющую ей огибать территорию Украины. Завершенная недавно железная дорога позволяет обогнуть территорию Украины и беспрепятственно доставлять российские грузы в Белоруссию, Прибалтику и другие страны. Транспортный поток на этом маршруте может существенно вырасти после того, как будет открыт долгожданный международный транспортный коридор «Север-Юг», который простирается от Москвы до Мумбаи. Если Украина останется отрезанной от него, она не сможет извлечь выгоду из этого роста», – сообщают эксперты.

Предупреждают они и о другой опасности для Украины – новых российских трубопроводах, «которые позволят ей (России. – Ред.) снизить зависимость от Украины, через территорию которой проходит примерно половина российского газа, поставляемого в Европу». FT обращает внимание на то, что проект «Северный поток-2» «был поддержан пятью странами Евросоюза, в том числе Германией» и, несмотря на сопротивление некоторых стран ЕС и санкции США, «газ по этому трубопроводу начнут поставлять уже в 2019 году». А на горизонте ещё и «Турецкий поток» -строительство двух трубопроводов, которые свяжут Россию и Турцию и будут проходить через Черное море.

«Если два трубопровода, огибающие территорию Украины, будут построены, интересы Европы и Украины разойдутся ещё больше», – предполагают эксперты FT.

Ни один из этих проектов сам по себе не является фактором, способным существенно изменить ход событий, однако вместе они превращают Украину в государство, изолированное от своих традиционных торговых партнёров, подчёркивают аналитики. По их мнению, «потери Украины вырастут ещё больше, когда будут открыты новые маршруты, охватывающие весь евразийский континент и при этом огибающие её территорию».

Авторы FT советуют украинскому государству срочно заняться укреплением торговых и транзитных связей с Западом, чтобы не оказаться в изоляции. Правда, для этого сначала необходимо привести в порядок инфраструктуру: заняться ремонтом и строительством дорог, обновить железнодоржный парк, порты, мощности по перевозке зерна, провести модернизацию заводов и фабрик, дабы украинские товары соответствовали международным стандартам. «Немногие украинские отрасли являются конкурентоспособными внутри Евросоюза», – констатируют аналитики Центра стратегических и международных исследований. При этом они понимают: крупных инфраструктурных проектов Украине не потянуть, нужны инвестиции. «Но до этого Украине нужно навести порядок внутри своих границ. Киев слишком медленно проводит реформы, направленные на борьбу с коррупцией, стимулирование притока иностранных инвестиций и приватизацию государственных предприятий», – отмечают авторы FT.

«Западное окно» Украины не может оставаться открытым вечно, торопят они. Переживают, что Украина останется в изоляции. Не понимают, что нет уже никакого «окна», осталась маленькая форточка, да и та вот-вот захлопнется.

«И хотя в Киеве очень надеются, что Брюссель отстоит украинские интересы, но, кроме как в Киеве, нигде больше так не думают», – подводит итог Financial Times.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0