Перейти к основному содержанию

Выборы президента Киргизии. Обойдётся ли без смуты?

События предвыборной гонки в Киргизии, превратившиеся, по сути, в политический кризис, демонстрируют не только необыкновенно возросшую активность в республике, но перенасыщенность скандалами. Всё это может привести к тому, что выборы обернутся очередной смутой.

События предвыборной гонки в Киргизии, превратившиеся, по сути, в политический кризис, демонстрируют не только необыкновенно возросшую активность в республике, но перенасыщенность скандалами. Всё это может привести к тому, что выборы обернутся очередной смутой.

Президентские выборы состоятся в воскресенье 15 октября, и в них участвуют 11 кандидатов. Основными из них являются ставленник нынешнего президента Атамбаева, бывший премьер-министр Сооронбай Жээнбеков и его главный конкурент, также бывший премьер-министр Омурбек Бабанов. Аграрий против бизнесмена, экс-премьер против экс-премьера.

Кандидаты Омурбек Бабанов и Сооронбай Жээнбеков

Бабанов настолько неожиданно ворвался в лидеры, что официальный Бишкек этого не ожидал. Выборы стали реально конкурентными, причём по устоявшейся «кланово-географической схеме», так как сегодня фаворитами являются представитель севера – Бабанов и представитель юга – Жээнбеков. Все остальные (всего зарегистрировано 11 кандидатов, среди них есть и другие бывшие премьеры) играют, скорее, техническую роль или укрепляют существующие рейтинги.

В программных заявлениях кандидатов много схожего, все говорят о процветании и движении вперед, о социальной сфере, о восстановлении промышленности, о прекращении оттока населения. Никто не обходит остро актуальных тем: например, отношения к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) или к двум крупнейшим диаспорам – русским и узбекам, или к возможному переходу с кириллицы на латиницу, что почти все считают явлением несвоевременным, а то и вредным.

Бабанов сегодня говорит, что он сторонник трехъязычной системы и «…сегодня просто нет никакой необходимости переходить на латиницу. Кроме того, вы представляете, ведь если сменить правописание, то в одночасье всю страну придется переучивать по новым языковым стандартам. Мы рискуем стать неграмотными на десятилетия… Русский язык должен оставаться государственным, Россия — наш партнёр и союзник, у нас давние исторические связи с Россией и русским языком».

Кандидат Темир Сариев в Оше

Единственная женщина-кандидат Токтайым Уметалиева уверена, что «переход на латиницу нужен не гражданам Киргизии, а тем организациям, которым важно падение уровня образованности населения, чтобы откинуть народ на сто лет назад в его развитии, а самим на этом заработать. Латиница может нанести удар по интеллектуальному потенциалу страны, создать конфликт интересов. Люди, которые об этом кричат, всего лишь говорящие головы конкистадоров, пытающиеся убить память народа».

Сооронбай Жээнбеков как человек Атамбаева, которого здесь считают «пророссийским», также публично поддерживает и двуязычие, и курс на интеграцию в ОДКБ и ЕАЭС. И Омурбек Бабанов выступает за усиление роли Киргизии в ЕАЭС, напоминая избирателям, что он, будучи премьером, «сделал все, чтобы ускорить процесс вхождения страны в ЕАЭС… Процесс еще не завершен, и его результаты не так очевидны, как нам хотелось бы. Но в том, что вектор был выбран правильно, у меня нет никаких сомнений».

Что касается ОДКБ и российской военной базы в Канте, то Бабанов надеется на опыт России: «Мы не чувствуем, – говорит он, – что Россия стремится давить на нас и насаждать свою точку зрения».

Сходство политических программ, общие стратегические установки (в отношении ЕАЭС, России) и одновременно опрометчивая уверенность Атамбаева в успехе «его» кандидата, собственно, и привели к кризису, который теперь имеет международную окраску. По мнению многих экспертов, в случае неудачи Жээнбекова результаты выборов могут быть признаны недействительными, что грозит новой вспышкой беспорядков.

На финишной прямой скандальные известия приходят едва ли не каждый день. 30 сентября по обвинению в попытке государственного переворота был арестован депутат парламента Канатбек Исаев. Крайне напряжённо прошли теледебаты 4 октября между главными кандидатами, с «тыканьем» на грани фола. 7 октября в районе Бишкека неожиданно погибает в ДТП вице-премьер Киргизии Темир Джумакадыров, который курировал вопросы безопасности. Атамбаев называл его «будущим лидером страны». 10 октября ГКНБ арестовывает функционера партии «Мекенчил» Мелиса Аспекова: его обвиняют в подготовке массовых беспорядков в случае поражения Омурбека Бабанова. Между фаворитами растет напряжённость.

Сжатая пружина страстей распрямилась, обнажив вдруг незнакомого многим Атамбаева, который, презрев традиционный восточный политес, жёстко выговорил президенту Назарбаеву за якобы грубое вмешательство в предвыборную кампанию в Киргизии. Так двусторонние отношения между Бишкеком и Астаной были принесены в жертву предвыборной борьбе. Поводом к «наезду» стала встреча Назарбаева и кандидата Бабанова (причём ранее президент Казахстана встречался и с Жээнбековым). Однако Атамбаев в порыве (или сознательно) задел еще и казахов как народ, намекнув, что кыргызы первичны, а казахи-де «легли» под хана-чингизида, да ещё задел возраст Елбасы.

Подобная риторика могла привести к отзыву посла Казахстана из Бишкека, но Астана ограничилась нотой МИД, напоминанием о финансовой помощи Бишкеку и о том, что «бюджет одной лишь Алма-Аты пятикратно превышает бюджет всей Киргизии».

В результате Атамбаев отменил запланированный на 10-11 октября рабочий визит в Сочи для участия в заседаниях Совета глав СНГ и Высшего евразийского экономического совета. В Сочи отправился премьер Сапар Исаков. При этом Россия как главный партнёр Бишкека ведёт себя очень взвешенно, хотя именно ей надо быть готовой к любым возможным последствиям. На Востоке слова и дела идут зачастую разными тропами. Особенно если это слова политиков.

В последних действиях Атамбаева можно увидеть или политическую усталость, или элементы некого «плана создания напряжённости», особенно с учетом исламских увлечений уходящего президента Киргизии. Все помнят, как он отказал Эрдогану в просьбе ликвидировать в Киргизии учебные сети экстремиста Фетхуллаха Гюлена. Помнят и сколько мечетей построила в Киргизии Саудовская Аравия. Да и у США есть планы на Бишкек, Роза Отунбаева может подтвердить.

А недавно в интервью обозревателю журнала Time и президенту исследовательского центра Eurasia Group Яну Бреммеру, который считается звездой американской политической науки, Атамбаев говорит о своей мечте сделать Киргизию примером «мусульманской демократии»: «Многие исламские организации, запрещенные в нашем регионе, все еще разрешены у нас в стране, но при этом мы не наблюдаем подъема радикализма. Все даже наоборот. Мы не отрезаем бороды, как в соседних странах, не запрещаем какую-то определённую одежду». Это притом, что, по данным киргизских спецслужб, более тысячи киргизов воюют на Ближнем Востоке в составе «Исламского государства», да и взрыв в метро Петербурга совершил киргиз.

Кыргызстан, увы, славится повторяющимися время от времени волнениями и беспорядками. Обойдётся ли на этот раз? А если не обойдётся, то куда бежать в этом случае уходящему президенту Атамбаеву? Разве что в Китай, для которого он тоже кое-что сделал?

Оцените статью
0.0