Перейти к основному содержанию

Виктор Балога учуял ветер перемен

Балога встрепенулся, дабы не упустить шанс (если он вдруг подвернётся). Решил начать с Крыма и Донбасса, чтобы его услышали и в Брюсселе, и в Москве. И в Вашингтоне, конечно, хотя на США закарпатский клан Балог решил особо не полагаться.

На украинской политической сцене, с недавнего времени занятую беглым президентом Грузии Михо Саакашвили, внезапно обозначился ещё один персонаж, по свидетельству ряда экспертов, обладающий способностью чувствовать запах перемен в воздухе. Это бывший градоначальник города Мукачево, бывший близкий «любый друзь» бывшего украинского президента Виктора Ющенко (дослужился до главы секретариата), дважды бывший министр по вопросам чрезвычайных ситуаций (при Ющенко и Януковиче) Виктор Балога. Его ещё называют «хозяином Закарпатья». Балога во власти со времён лихих 90-х по сей день, в постмайданном парламенте с 2014 года он восседает вместе с родственниками – родными братьями Иваном, Павлом и двоюродным Василием. Весь клан Балог прошёл во власть в качестве самовыдвиженцев, одержав победу на выборах в мажоритарных округах Закарпатской области.

Однако амбиции Виктора Балоги простираются дальше адреса «дома под куполом» (так называют здание Верховной рады на улице Грушевского в Киеве). Как утверждает коллега «хозяина Закарпатья» по парламенту Нестор Шуфрич, Балога с 1999 года пытался пробиться на должность премьер-министра Украины и даже во времена президентства Леонида Кучмы открыто просил посодействовать в этом Виктора Медведчука. В 2007 году в перетягивании одеяла власти на себя Балога соревновался с премьер-министром Юлией Тимошенко, будучи в должности главы секретариата Ющенко. А сам президент Украины тогда заявлял: «Балога – это я!»

Последнюю пятилетку Виктор Балога коротает в кресле законодателя, ожидая нового шанса протиснуться к управлению государством. Скучно закарпатскому политику в парламенте, «королевство маловато». Поэтому время от времени всплывает он в мутной водице перемен на поверхность и заявляет что-нибудь эдакое, с прицелом на продвижение вверх. В 2015 году Балогу подозревали в попытке создать собственную армию на основе 128-й Закарпатской горно-пехотной бригады и убедить европейцев в  своём статусе «лидера Закарпатья». Тогда Балоге пришлось поумерить прыть, поскольку верхушка власти принялась открыто обвинять его в «работе на Кремль» (хотя «хозяин Закарпатья» всегда работал исключительно на себя), прекратила принимать выходцев из Закарпатья в 128-ю бригаду и перебросила из Луганска в Ужгород харизматичного Геннадия Москаля в качестве губернатора. Представляя его, президент Пётр Порошенко сообщил, что Москаль – тот человек, который сможет «навести в регионе порядок». Это в числе прочего означало и усиленное внимание к активности клана Балог.

И вот снова в украинской политике запахло жареным. Рейтинг Порошенко руками Саакашвили и его сторонников валяет в грязи «Михомайдан», с другой стороны, из-за дискриминационного закона об образовании Венгрия пообещала блокировать все европейские инициативы Украины, защищая интересы венгров Закарпатья. И Балога встрепенулся, дабы не упустить шанс (если он вдруг подвернётся). Решил начать с Крыма и Донбасса, чтобы его услышали и в Брюсселе, и в Москве. И в Вашингтоне, конечно, хотя на США закарпатский клан Балог решил особо не полагаться. Видимо, в Киеве уже нельзя скрыть того, что американское управление украинским государством здорово буксует. Заявлений спецпредставителя США Курта Волкера много, но кроме них ничего нет. Пока нет или вообще нет и не будет, покажет время, но работает оно против Порошенко.

«Нужно сначала решить вопрос Донбасса. И даже если вопрос дальней перспективы Крыма, нужно иметь терпение. Япония давно уже терпит эти вещи и в то же время с Россией работает. Германия так же терпит. Но если мы какие-то особенные, то я считаю, что это путь в никуда… О Крыме не нужно забывать, но нужно изменить акценты. Не нужно заниматься истерикой и на каждом шагу повторять то, что сегодня нельзя решить. Нужно заниматься тем, что можно в короткой перспективе решить. Это лучше будет для Украины», – заявил Виктор Балога в прямом эфире одного из украинских телеканалов. Вопрос Донбасса, по его мнению, решается путём двусторонних переговоров президентов Украины и России («Они бы вдвоём скорее договорились, чем в формате нормандском, с участием то одного, то другого, то третьего спецпредставителя Штатов»). Балога сказал, что «однозначно» стал бы договариваться с Путиным один на один, будь он главой украинского государства сейчас.

«Если у кого-то в Украине из-за его уровня развития и его точки сопротивления есть желание, чтобы восточные или южные области отделились, то, скорее всего, российская элита заинтересована в том, чтобы страна была монолитна, была цела. Поэтому я так осторожно говорю об одной и той же вещи: нужно искать точки соприкосновения. Если мы каждый день будем кричать, что мы победим, – это путь в никуда. Если мы включим дипломатию, ум, гибкость, – у нас будет победа, но будут и уступки. Так же как и у российской стороны. Если мы будем надеяться на США, мы никогда эти вопросы не решим», – уверен «хозяин Закарпатья».

Походя Балога дал характеристику действующему президенту Порошенко: «Я сочувствую, что для него главная ценность –это не страна, а личное состояние и личное удовлетворение. Мне жаль. Как по мне, то лучше бы он вошел в историю не как человек, который уже три года выполняет свои обещания, что мы войну за две недели остановим, а лучше бы пошел на уступки больше, чем он может пойти как президент и мы как украинцы, но всё-таки лучше эту войну остановить». По мнению закарпатского политика, самым лучшим украинским президентом был Виктор Ющенко («При Ющенко новых олигархов, кроме «любых друзив», не было. Но, придя на Банковую, я тех «любых друзив» послал далеко. Но они имеют свойство снова объединяться»). 

Чувствуете, как мягко стелет Виктор Иванович, услаждая слух брюссельских бюрократов, ожидающих от украинской власти борьбы с олигархией?

По словам директора Института миротворческих инициатив и конфликтологии Дениса Денисова, активность Виктора Балоги не случайна: «Он прекрасно для себя понял, что в нынешней ситуации, если ещё и Венгрия предъявит территориальные претензии к Украине – попытается реинтегрировать Закарпатье, – то это напрямую скажется и на его бизнесе, и на его политических амбициях.

То есть, предлагая договариваться с Россией, он ориентируется исключительно на собственные интересы. Разумеется, Балога не пророк. Он просто учуял ветер перемен и решил в них поучаствовать в надежде быть замеченным. А там авось волна событий подхватит и вынесет его снова ближе к рулю.

Соб. корр. Фонда стратегической культуры

Оцените статью
0.0