Перейти к основному содержанию

Непредсказуемое будущее Евросоюза

Кроме общего «поправения» электората, обстановка в Австрии и Чехии высветила три ключевые тенденции, набирающие силу в странах-членах ЕС.

Убедительная победа на парламентских выборах в Чехии движения «Акция недовольных граждан» (ANO) во главе с миллиардером и евроскептиком Андреем Бабишем стала ещё одним свидетельством нарастания политической нестабильности Европейского союза и его непредсказуемого будущего. Политическое объединение, выдвинувшее такие простые и понятные чешским гражданам лозунги и требования, как повышение качества продуктов (между строк читается: «поддержка отечественных производителей» против диктата Еврокомиссии), противодействие более тесной интеграции страны в ЕС, защита чешского общества от наплыва мигрантов, несогласие с навязанными Еврокомиссией квотами по их приёму, набрало 29,6% голосов – почти в три раза больше, чем у ближайших преследователей в предвыборной гонке, в числе которых оказались «традиционные» партии левой и правой ориентации.

Второе место на парламентских выборах в Чехии заняла Гражданская демократическая партия, набравшая 11,3% голосов. Две оппозиционные партии – Чешская пиратская партия и правая партия «Свобода и прямая демократия» – получили 10,8% и 10,6% голосов соответственно. Сокрушительное поражение потерпела правящая Чешская социал-демократическая партия, набравшая 7,3% голосов и занявшая лишь шестое место, уступив еще и Коммунистической партии Богемии и Моравии (7,8%).

Политическое развитие Чехии в последние годы вообще отличается своеобразием – особенно в плане взаимодействия президента и премьер-министра. Уже стало традицией, что их позиции по ключевым внешнеполитическим вопросам – взаимоотношения с Россией, кризис на Украине, решение миграционной проблемы, (не)признание самопровозглашенной независимости Косово – часто оказываются противоположными. Такого положения нет больше ни в одном государстве – члене Европейского союза.

И вот теперь, похоже, есть шансы на урегулирование этой ситуации. Сразу же после обнародования предварительных результатов выборов президент Чехии Милош Земан заявил, что намерен поручить Андрею Бабишу формирование нового правительства, несмотря на то что Гражданская демократическая партия и две другие правоцентристские партии (правда, с трудом преодолевшие проходной барьер в парламент) уже заявили об отказе сотрудничать с ANO. «Я хочу, чтобы при голосовании в парламенте по кандидатуре нового премьер-министра, которым будет Бабиш, была уверенность, что он заручится поддержкой большинства», – призвал Милош Земан.

Значимость распада моделей внутриполитического баланса даже в традиционно консервативных странах Центральной и Восточной Европы Брюссель похоже, недооценил. Триумф Андрея Бабиша последовал вскоре после не менее показательного успеха в соседней Австрии консервативной Народной партии Себастьяна Курца и во многом разделяющей его позиции Австрийской партии свободы.

Австрийскую партию свободы в Брюсселе порой характеризуют как «националистическую» и «профашистскую», но когда взгляды, близкие к тем, которые так клеймят, позволяют победить на выборах действующему министру иностранных дел, приходится либо признать, что большинство граждан нейтральной Австрии – националисты и фашисты, либо согласиться,  что речь идёт о глубинных процессах, возводящих на политический Олимп такие харизматические фигуры, как Себастьян Курц и Андрей Бабиш. «Наша политическая середина абсолютно точно сместилась вправо, и это не предел», – свидетельствует профессор Университета Инсбрука Райнхольд Гертнер: «В Бельгии и Франции против популистов еще работает санитарный кордон – с ними отказываются вести переговоры, но и это не навечно. А в Дании и Норвегии правые популисты в правительстве уже несколько лет активно с ним работают, и Австрия эту тенденцию только укрепляет».

К слову, Андрей Бабиш уже считает практически решённым вопрос об образовании альянса с Себастьяном Курцем при обсуждении актуальных вопросов на уровне Евросоюза, в первую очередь миграционной проблемы. По словам Бабиша, Курц «придерживается той же точки зрения по миграции, что и мы». Андрей Бабиш убеждён, что его стране необходимо играть более активную роль в ЕС и искать союзников для «достижения общей цели – прекращения незаконной миграции». Помимо Австрийской народной партии лидер ANO намерен искать единомышленников и союзников в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы, в том числе в Словении и Хорватии.

Кроме общего «поправения» электората, обстановка в Австрии и Чехии высветила три ключевые тенденции, набирающие силу в странах-членах ЕС.

Первая тенденция – это несомненный кризис традиционной для послевоенной Европы модели взаимозаменяемости «левого» и «правого» центров. Как показывает практика, данная модель перестает устраивать избирателей, которые ищут «третью силу», от лица которой могут выступать не только политики, но и представители крупного бизнеса, а то и медиаперсоны.

Вторая тенденция – растущий интерес граждан, особенно в центральной и восточной частях Европы, к защите традиционных ценностей и основ европейской цивилизации перед лицом внешней угрозы в лице носителей чуждых традиций и социокультурных укладов. Именно данное обстоятельство, а отнюдь не только устремления лондонского Сити побудило даже консервативных англичан проголосовать в 2016 году за выход Великобритании из состава Европейского союза. И это же обстоятельство ведёт к росту рейтингов австрийских Народной партии и Партии свободы, чешской ANO, «Альтернативы для Германии», испанской Podemos и других близких им по духу партий и движений. Как  справедливо замечает американское агентство деловых новостей Bloomberg, «более твердая позиция в отношении иммиграции заставит Австрию двигаться в сторону Вишеградской четверки – Польши, Венгрии, Словакии и Чешской Республики... С поддержкой старой демократии, такой как Австрия, посткоммунистические страны могут осмелеть и ещё увереннее выступать против того, что они воспринимают как «диктатуру ЕС» – касательно не только иммиграции, но и экономической интеграции».

Третья тенденция – происходящий одновременно рост сепаратистских настроений в целом ряде стран Евросоюза. И этот процесс может оказаться ещё более опасным для ЕС, чем успех на выборах в отдельных странах «внесистемных» партий и политиков.

(Окончание следует)

Оцените статью
0.0