Перейти к основному содержанию

Кольцо окружения вокруг Ирана сжимается

Саудовская Аравия активизировала свою кампанию против влияния Ирана на Ближнем Востоке. 19 ноября в Каире на экстренном заседании Лиги арабских государств (ЛАГ) министры иностранных дел осудили то, что они назвали «агрессией» Ирана в регионе. Иранские союзники из Ливана и Ирака от участия в этом совещании, инициированном Саудовской Аравией, Бахрейном, ОАЭ и Кувейтом, отказались. Дружественная Тегерану Сирия по-прежнему лишена членства в ЛАГ.

Саудовская Аравия активизировала свою кампанию против влияния Ирана на Ближнем Востоке. 19 ноября в Каире на экстренном заседании Лиги арабских государств (ЛАГ) министры иностранных дел осудили то, что они назвали «агрессией» Ирана в регионе. Иранские союзники из Ливана и Ирака от участия в этом совещании, инициированном Саудовской Аравией,  Бахрейном, ОАЭ и Кувейтом, отказались. Дружественная Тегерану Сирия по-прежнему лишена членства в ЛАГ.  

Воскресная встреча в Каире проходила на фоне обострения политической напряжённости между Эр-Риядом, с одной стороны, Тегераном и ливанским движением «Хезболла» – с другой. По замыслу саудовского руководства, арабские государства должны выступить против Тегерана единым фронтом (сейчас соперничество Эр-Рияда и Тегерана в Йемене, Сирии и Ливане складывается в пользу Ирана). Речь идёт и о военном противодействии. «На этом этапе мы не объявляем войну с Ираном», – сказал глава ЛАГ Ахмед Абу аль-Гейт, обещающий предложить Совету Безопасности ООН провести специальное заседание для обсуждения резолюции арабских стран против Исламской Республики. В заключительном коммюнике ЛАГ говорится: «То, что делает Иран, подрывает безопасность и мир не только в арабском регионе, но и во всем мире». 

Сегодня на переднем крае этой борьбы оказался Ливан, где до сих пор сохраняется взрывоопасная обстановка в результате неожиданной отставки премьер-министра Саада Харири, который после двух недель нахождения в Саудовской Аравии снова возвращается в большую политику. 18 ноября в Париже он встретился с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Харири обещает разъяснить свою позицию в ближайшие дни, когда вернётся в Бейрут. Он намерен принять участие в праздновании Дня независимости Ливана 22 ноября. 

Пока же Ливан остаётся в состоянии политической неопределённости. Харири выступает против Ирана и «Хезболлы», а ливанское правительство  возражает против признания «Хезболлы» террористической организацией. «Хезболла» –  ключевой элемент коалиционного правительства Ливана и союзник президента Мишеля Ауна, представляющего христианскую диаспору страны. 

Франция, которая обладала мандатом на Ливан в первой половине ХХ века, планирует объединить международную поддержку сохранению стабильности в стране, но у Парижа нет чёткого прогноза развития ситуации.

19 ноября в телефонном разговоре Макрон ознакомил премьер-министра Израиля Нетаньяху с теми мерами, которые он принимает в результате кризиса в Ливане. Нетаньяху и Макрон также говорили о ядерной сделке с Тегераном, усилиях Ирана по расширению своего влияния в Сирии и его других действиях. Консультации между Францией и Израилем продолжатся, а в начале декабря Нетаньяху посетит Францию. Эта встреча может привести к опасным для Ирана последствиям. Макрон на фоне ливанского кризиса явно склоняется на сторону противников Ирана. В частности, он предлагает внести поправки в ядерное соглашение с Тегераном, дополнив документ ограничениями для Ирана в области разработки и испытания ракетного вооружения.

За день до разговора с Нетаньяху Макрон  говорил с президентом США Дональдом Трампом о необходимости объединения усилий для противостояния Ирану и «Хезболле». Французский президент позвонил также президенту Египта, наследному принцу Саудовской Аравии и Генеральному секретарю ООН. Речь может идти о попытках консолидировать политику принуждения Тегерана к отказу от активной ближневосточной политики.

Соб. корр. Фонда стратегической культуры

Оцените статью
0.0