Перейти к основному содержанию

Украина перед наступлением зимы: без угля и денег на отопление

У Украины острая нехватка донбасского антрацита, но к этому добавился ещё и дефицит угля газовой группы. Теперь его также приходится покупать в США. «Импорт угля не покрывает все потребности, да и возят его издалека и задорого», – говорит Ковальчук.

Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук заявил: «Если по газу действительно есть запасы, которые соответствуют требованиям готовности к отопительному сезону, то с запасами угля большие проблемы. Сейчас запасы угля именно на ТЭС составляют всего лишь 1,1 млн. тонн, а должно быть хотя бы 2,5 млн. Планировали накопить до 3,5 млн. тонн. Разница более чем в три раза. Это самые низкие запасы угля на украинских ТЭС с 2014 года».

У Украины острая нехватка донбасского антрацита, но к этому добавился ещё и дефицит угля газовой группы. Теперь его также приходится покупать в США. «Импорт угля не покрывает все потребности, да и возят его издалека и задорого», – говорит Ковальчук. Проблема ещё в том, что из-за нехватки Украина начала переводить теплоэлектростанции (ТЭС), ранее работавшие на угле, на газогенерацию. А это значит, что наступающей зимой потребуется газа намного больше, чем в зиму прошлую. Иначе ТЭС остановятся, так как закаченного в ПХГ газа не хватит для поддержки давления в системе. Причём метеорологи обещают холодную зиму.

В последние годы на Украине сократилось потребление газа – ушли предприятия Донбасса и Крыма, промышленность постепенно умирает. Тем не менее приходится экономить на всём, даже на детях – в школах и детских садах температура воздуха в помещениях не выше 17 градусов, а вузы, техникумы и училища решили вообще прикрыть на пару месяцев, пока не потеплеет. 

Если граждане нэзалэжной сегодня платят почти 7000 грн. ($265)за кубометр газа, то бюджетные организации (больницы, школы, вузы и т.д.) – почти 10000 грн. ($377), в то время как разные религиозные общины – всего 3920 грн. ($148). Впору уже школы объявлять сектами, чтобы хватало денег на отопление.

«Студентам Киевского национального ниверситета предложено погулять 2.5 месяца – до 1 марта. Львовская Политехника – до 11 марта. Думаю, это повсеместная практика, связанная с экономией средств. Зарплата 4-х членов правления Нефтегаза за 2016 год – 51 млн. грн. Найдите мне ещё одну такую страну. У меня – всё», – написал в своём блоге бывший министр ЖКХ Украины Алексей Кучеренко.

Не лучше обстоят дела и в Днепре (Днепропетровске) – там университет закрывает четыре корпуса из пяти из-за нехватки средств на отопление. Нет отопления и в киевском педагогическом институте имени Драгоманова. А в мариупольском индустриальном техникуме нет отопления уже лет пять: здание, в котором он расположен, построено в XIX веке – огромные аудитории, высота потолков под 5 метров – на отоплении разоришься. Однако студенты учатся – мёрзнут, болеют, но учатся. 

«Мы сейчас отапливаем университет настолько, насколько это позволяет финансирование. Но будем топить только до декабря, потом часть корпусов будем выводить из отопительной системы. Каникулы продлим, чтобы в самый холодный месяц зимы студенты не мёрзли в аудиториях», – рассказывает ректор Приазовского государственного технического университета Вячеслав Волошин.

«Я бы понял, если бы причиной были объективные сложные моменты, созданные со стороны. Но кто заблокировал поставку угля с Донбасса ровно год назад? Зачем было блокировать? – спрашивает Корольчук. – Более того, импорт угля убыточен для украинских ТЭС. Тарифы не покрывают стоимость импортного угля. Рекомендованная Минэнерго цена на уголь 2400 грн. ($90) без НДС, а завозимый уголь уже сейчас стоит около 3000 грн.($113) и выше». Выходит, что перевод ТЭС на газо-мазутные блоки приносит убытки, а не решает проблему. И, скорей всего, убытки эти будут компенсировать за счёт населения – при сжигании на ТЭС газа электроэнергия должна стоить в 3 раза дороже.

21 ноября исполнилось четыре года началу беспорядков, официально именуемых сегодня «революцией достоинства». Украина шагнула в свой пятый «революционный» год: где-то без отопления, где-то без света, но хуже всего - с достоинством…

Соб. корр. Фонда стратегической культуры

Оцените статью
0.0