Перейти к основному содержанию

Инаугурация Жээнбекова. На пути к стабильности в Киргизии

24 ноября в резиденции Ала-Арча в Бишкеке прошла инаугурация нового президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова, который впервые в истории независимости этой республики получил власть согласно конституционной процедуре (его предшественники Акаев и Бакиев были свергнуты в результате цветных революций).

24 ноября в резиденции Ала-Арча в Бишкеке прошла инаугурация нового президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова, который впервые в истории независимости этой республики получил власть согласно конституционной процедуре (его предшественники Акаев и Бакиев были свергнуты в результате цветных революций).

Победивший на выборах 15 октября Сооронбай Жээнбеков принёс торжественную клятву, пообещав охранять права граждан республики и защищать единство народа и страны. Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Нуржан Шайлдабекова вручила Сооронбаю Жээнбекову удостоверение и нагрудный значок президента Кыргызстана.

Сооронбай Жээнбеков  позиционировал себя во время избирательной кампании как последователь предыдущего президента Алмазбека Атамбаева, и значительное число экспертов выражало уверенность, подкреплённую самим Атамбаевым, что новый президент будет следовать курсу предшественника.

Этносоциальная специфика Киргизии и характер наследия Атамбаева ставят перед президентом Жээнбековым и государством сложные задачи. Начать с того, что Атамбаев, которому конституция запрещала идти на второй срок, планирует остаться у власти посредством внеочередных парламентских выборов, хотя формального повода для роспуска Жогорку Кенеша нет. Алмазбек Шаршенович рассчитывает стать спикером или главой парламентского большинства. Кроме того, в его планах сохранить контроль над прокуратурой, ГКНБ, МВД, армией и администрациями южных регионов.

В какой степени планы бывшего президента будут соответствовать планам президента нового?

В Кыргызстане сохраняется клановое построение элит, и клан Жээнбековых представляет силу. Один брат президента Жусупбек Шарипов был губернатором Джалал-Абадской области, сейчас  он посол Кыргызстана в Кувейте, Марокко, Иордании и Бахрейне. Брат Асылбек был спикером парламента пятого созыва, сейчас депутат. Два ныне покойных брата тоже были не пастухами или  трактористами. К тому же Жээнбековы – южане, у которых в крови ханские традиции этого края, входившего до русской колонизации в Кокандское ханство. Пока, действуя по-восточному, Жээнбеков своим первым указом присвоил Атамбаеву звание Героя Кыргызстана и наградил бывшего президента высшим знаком отличия «Ак шумкар».

Необходимо учитывать деление Киргизии на Север и Юг. Это естественно-историческая линия деления элит, экономики, внешней ориентации. Даже последние выборы президента велись по принципу борьбы южанина Сооронбая Жээнбекова и северянина Омурбека Бабанова. Сможет ли новый президент смягчить существующие здесь противоречия?

Новому президенту может создать также трудности внутренняя оппозиция, поддерживаемая Соединёнными Штатами. Например, Роза Отумбаева демонстративно отказалась присутствовать на инаугурации 24 ноября, а финансируемые Западом НПО не прекращают свою деятельность в Киргизии.

Важной проблемой для испытавшей этнические междоусобицы республики традиционно является межнациональный мир. В то же время внешний наблюдатель мог бы расценить некоторые фрагменты выступления Жээнбекова на инаугурации как декларацию киргизоцентризма: «Кайың барбы кыргыз балта чаппаган, кырлар барбы кыргыз сөөгү жатпаган» («Есть ли береза, которую не рубил кыргыз, есть ли горная гряда, где не лежат кыргызские кости»), наш народ прошел большие исторические испытания, пережил много трудностей. Но никогда не терял веры в будущее, побеждал в тяжелые времена, благодаря своему национальному духу. И сейчас национальное возрождение начинается с развития кыргызского духа, языка, культуры. Не будем следовать традициям и устоям других народов. Только уважая собственную культуру, мы сохраним свои традиции, свой язык, свой менталитет. Мы обладаем немеркнущей историей, великим наследием, художественным богатством. Обладаем языком, прославляющим Манаса».

Означает ли это, что впереди исламизация, продолжение отъезда русских, конфликты с узбеками? Ответы даст будущее.  Надежду вызывают другие слова нового президента: «Народ Кыргызстана состоит из представителей более 100 этносов, и в нашей стране не должно быть деления по национальному или региональному признаку, и… я выступаю против любых проявлений национализма, регионализма, трайбализма и клановости… не допущу этого и в системе государственного управления».

Наследием предыдущих лет остаётся социально-экономическая отсталость республики.  Нужна чёткая программа развития, которой пока нет. «Кыргызстан должен стать раем для бизнеса, – сказал на инаугурации новый президент. – Наша цель ясна и точна: мы будем следовать по пути развития и сделаем Кыргызстан комфортным для инвестиций, свободным, правовым и сильным государством. В ближайшие годы мы должны перевести экономику из потребительской в инвестиционную». Правильные слова, но это ещё не программа для экономики.

Экономические проблемы усугубляются последним обострением отношений с Казахстаном.  В октябре 2017 года Алмазбек Атамбаев позволил себе жёсткие высказывания в адрес руководства Казахстана и лично Нурсултана Назарбаева, обвинив их во вмешательстве в процесс выборов. Астана ответила усилением контроля на казахско-киргизской границе, что обернулось ужесточением порядка её пересечения и сразу отразилось на положении киргизских «челноков», являющихся одним из столпов пополнения бюджета Бишкека.

Атамбаев продолжает высказываться против соседей. 15 ноября он ещё раз резко выразил уверенность в своей правоте: «Никто нам не должен навязывать, как нам жить, какой дорогой идти...  И  просить прощения должен не Атамбаев, а те, кто нагло лезут во внутренние дела КР, кто хочет посадить свою шестёрку в кресло президента Кыргызстана». 

Озабоченность вызывают и другие шаги бывшего президента Кыргызстана, который едва не спровоцировал кризис внутри ЕАЭС, высказав сомнения в целесообразности участия Киргизии в этой организации. В последнее время Атамбаев говорил о переориентации экономики Киргизии на Узбекистан, Китай и арабов, хотя очевидно, что коммуникационная роль Казахстана и инвестиционная роль России – единственно прочные гарантии киргизской экономики. Например, срыв курортного сезона на Иссык-Куле принесёт Киргизии огромные потери. Что касается Китая, его фактически устраивает существующее положение, а арабам из Саудовской Аравии интересен лишь ваххабизм.

Поэтому вопрос о том, насколько буквально следует понимать заявление Сооронбая Жээнбекова о том, что он будет следовать курсу Алмазбека Атамбаева, сохраняет своё значение.

Оцените статью
0.0