Перейти к основному содержанию

Берлускони возвращается?

В минувшую среду в Европейском суде по правам человека начались слушания дела номер 58428/13, решение по которому, без преувеличения, ждёт вся Италия.

В минувшую среду в Европейском суде по правам человека (European Court of Human Rights) начались слушания дела номер 58428/13, решение по которому, без преувеличения, ждёт вся Италия. Если фигурант этого дела его выиграет, на политическую авансцену в Риме вновь выйдет Сильвио Берлускони, решивший побороться за участие в выборах 2018 года.

Лежавшее в Страсбурге с 10 сентября 2013 года дело Берлускони только в июле 2016-го попало на стол к судье, и о нём было поставлено в известность итальянское правительство. Ещё через год открылись слушания, что вполне укладывается в страсбургские нормы делопроизводства. 

До предстоящих в мае всеобщих выборов в Италии остаётся чуть больше полугода, что тут можно успеть? «Суд обычно продолжается от семи до десяти месяцев, – заявил агентству Вloomberg Дж. Саккуцци (Saccucci), римский адвокат Сильвио Берлускони, но мы надеемся, что Большое жюри вынесет решение как можно быстрее». И важно понять, на что рассчитывает итальянец на девятом десятке лет, известный тем, что 12 ноября 2011 года он под давлением президента Италии Джорджо Наполитано ушёл в отставку за неуплату налогов и серию скандалов.

Ушёл не из-за вечеринок «бунга-бунга», где, как писала вся итальянская пресса, премьер-министр грешил с несовершеннолетними, включая марокканку Руби. И не потому, что к его отставке дефицит бюджета Италии составлял 4,6 процента ВВП – меньше, чем дефицит бюджета Великобритании, Франции, не говоря уже об Испании, Португалии, Греции… Сейчас, пожалуй, редко кто вспомнит, что за неделю до отставки Берлускони в Каннах собиралась Группа 20 (G20), на встрече которой Меркель и Саркози пытались заставить итальянского премьер-министра взять превентивный кредит МВФ в 80 миллиардов евро, а Берлускони наотрез отказался: приняв эту помощь, он подорвал бы суверенитет Италии, поставив её в зависимость от условий международных кредиторов.

Премьер понимал, что это его последнее решение. И вот теперь – реванш? 

Пока Большое жюри в Страсбурге копается в его богатом на события прошлом и затем за закрытыми дверями будет дебатировать вопрос о том, законно или нет бывший итальянский премьер был наказан дважды – вылетел из Сената и получил запрет до 2019 года участвовать в выборах, Италия уже снова готова повернуться к старому греховоднику с улыбкой.

Прошедший в этом месяце второй тур муниципальных выборов на Сицилии дал в руки партии Сильвио Берлускони «Вперёд, Италия!», «Лиге Севера» и «Братьям Италии» победу в трёх из четырёх итальянских областей: Генуе, Катандзаро и Л’Акуиле. Берлускони сейчас – лидер правоцентристской оппозиции, которую итальянцы уже видят победителем на выборах в мае. Причин тому несколько. Первая: Сильвио Берлускони формирует «программу правоцентристского правительства, которое уменьшит до минимума налоги, как это только возможно, остановит нелегальную иммиграцию и пойдет против европейских бюрократов и их тупых ограничений», цитирует Вloomberg самого Берлускони. 

Вторая причина: Берлускони всегда говорил о связи иммиграции с ростом преступности в стране. В сентябре 2009 года его фракция «Народ свободы» при поддержке «Лиги Севера» провела через парламент ряд законов против нелегалов из Африки, Азии, Латинской Америки и стран Восточной Европы в Италию. Согласно этим законам, всем нелегалам в Италии грозят крупный штраф, заключение в центре временного пребывания и выдворение из страны.

Как напоминает Международный дискуссионный клуб «Валдай», «в своё время Евросоюз поддержал соглашение между Сильвио Берлускони и ливийским лидером Муаммаром Каддафи, когда в обмен на 50 миллионов евро со стороны ЕС ливийские власти обязались сдерживать мигрантов и принимать их назад из Европы, и выполняли соглашение вплоть до свержения ливийского режима». 

А сегодня, чтобы отбиться от нелегалов, не хватает уже выделенных Европейским союзом ливийской береговой охране 200 миллионов евро. Еврокомиссия планирует выделить Италии еще 35 миллионов дополнительно. Однако никаких денег не хватит на то, чтобы преодолеть нежелание той же Вишеградской группы принимать мигрантов из Африки и Ближнего Востока у себя дома. Или заставить итальянцев смириться с насилием и постепенной утратой родины, чем оборачивается для них миграционная политика ЕС. 

И третье: Берлускони уже открыто обозначил свои намерения. Когда бы и какое бы решение ни принял Европейский суд в Страсбурге, в мае лидер «Вперёд, Италия!» выйдет на «поле боя». И будет нападающим, если суд снимет ограничения, если нет – он будет тренером. В условиях, когда демократы Маттео Ренци потерпели в прошлом году поражение на конституционном референдуме по изменению полномочий и порядка формирования Сената, а вторая по числу кресел в парламенте партия «Движение пяти звезд» теряет популярность у избирателей, ни одна из парламентских партий (а всего их в итальянском парламенте 25) не способна получить на предстоящих выборах большинство и сформировать правительство. Третья партия в парламенте – «Вперёд, Италия!». И только правоцентристская коалиция Берлускони вокруг его партии может стать основой успеха. Так считает сам Берлускони. Вот почему одна половина Италии сегодня боится решения Страсбургского суда, а вторая – с надеждой ждёт.

Учитывая неуклюжий механизм этого суда, он, всего вероятнее, не успеет вынести решение к маю. Однако итальянцы уже громко обсуждают намерение Маттео Сальвини, лидера «Лиги Севера» и союзника Сильвио Берлускони, предоставить итальянскому флоту возможность «постоянно патрулировать побережье Средиземного моря, в особенности пути из Ливии, откуда прибывает наибольшее количество незаконных мигрантов… Это неправда, что остановить миграцию невозможно. Такие заявления – лишь пропаганда левых сил. Они хотят предоставить беженцам итальянское гражданство с целью увеличить свой электорат. Однако с волной миграции в Италии резко возросла преступность. Ежедневно итальянцы становятся жертвами различного рода преступлений, будь то изнасилования или воровство. Поэтому большинство граждан Италии против политики открытых дверей». 

Так что, даже если для самого Берлускони двери в парламент останутся закрытыми, в роли тренера той команды, которую он сейчас активно создаёт, он может выступить с успехом.

Оцените статью
0.0