Перейти к основному содержанию

Филарету нужен окончательный раскол – и куколь

Пресс-конференция расстриги Филарета 1 декабря расставила всё по местам: каяться в церковном расколе он и не думал, напротив, считал, что имеет на него право после провозглашения независимости Украины.

Пресс-конференция расстриги Филарета 1 декабря расставила всё по местам: каяться в церковном расколе он и не думал, напротив, считал, что имеет на него право после провозглашения независимости Украины. По версии украинского лжепатриарха, предложение о примирении поступило к нему из Москвы, от РПЦ. Причём не напрямую, а из Америки, от тамошнего митрополита.

«Но для примирения нужно было снять наложенные в 1997 году наказания на меня, то есть анафему. А до этого ещё было решение о лишении меня архиерейства! И поэтому необходимо было решить этот вопрос, потому что примирение без молитвенного единства… невозможно. И это первый шаг для примирения», – утверждает самозванец, ряженый в церковные одеяния.

По словам Филарета, «была достигнута договорённость», что декабрьский Архиерейский собор, «который российская церковь созывала», анафему снимет и сан ему вернёт. Киевский «патриарх» отлично понимал, что журналисты, за редким исключением, понесут в мир ту «правду», которую он состряпает, даже если она страшно далека от истины. Так и случилось.

Теперь православным Украины вешают на уши лапшу о том, «как Московский патриархат обманул Филарета»: дескать, обещали простить и примириться, но не простили, значит и примирения никакого не будет. «Покаянное» письмо, мол, было написано по просьбе митрополита Волоколамского Илариона, который возглавляет Отдел внешних церковных связей (ОВЦС). Филарет заверил украинских журналистов, что «сначала не был готов к этому», но уж очень Москва (!) его просила.

«Это не была наша инициатива, вопреки тем заявлениям, которые сейчас делаются в Киеве, это была инициатива представителей самого автора письма. Они к нам обратились – сначала через своих представителей в Америке, потом уже напрямую. Мы с ними встречались, они это письмо привезли, письмо было передано святейшему патриарху, и затем оно было зачитано на Архиерейском соборе», – утверждает теперь митрополит Иларион. А итог таков, что Денисенко ставил целью углубить раскол церкви – и сделал это.

Говорит, что делегация, которая отвезла его письмо в Москву, участвовала в переговорах, на которых якобы «речь шла о будущей автокефалии украинской церкви». Дескать, и это Филарету в РПЦ предложили, а он только выразил заинтересованность в таком повороте событий! «Ради этой цели – создания Единой поместной православной церкви (ЕППЦ) – мы и пошли на это примирение», – сообщил расстрига. Он обвинил Русскую православную церковь в том, что Собор, воспользовавшись его обращением, «направил его не на примирение и не на решение вопроса автокефалии украинской церкви». По словам Филарета, его письмо было воспринято как намерение вернуться в Московский патриархат. «Не мы, а они хотят, чтобы мы вернулись! Так вот я хочу заявить твёрдо: никакого покаяния в том, что я выбрал путь автокефалии украинской православной церкви, не было, нет и не будет никогда! Почему в этом я никогда не раскаюсь? Потому что Бог дал нам государство, а значит в этом государстве должна быть независимая церковь», – без тени смущения заявил Филарет, провозгласив тем самым раскол нормой.

«Смотрю пресс-конференцию Филарета. Уже делаю вывод: «Сколько волка ни корми, всё равно в лес смотрит». Жаль. Ложь, оправдания и т. д. Проблески церковного сознания омрачены мирскими мудрствованиями…» – считает протоиерей Николай Данилевич (УПЦ МП). Ранее он призывал сдержанно отнестись к перспективам диалога с «киевским патриархатом», будто бы забрезжившим после его «покаянного» письма. И предупреждал, что диалог этот «может закончиться, не начавшись».

«Вовремя не отключили старую шарманку. После подобной лжи, которая совершенно не соответствует тому, что написано в письме, лично я наотрез отказываюсь верить этому человеку. Подобными действиями Филарет окончательно дискредитировал себя и всю УПЦ КП в вопросе любых диалогов с ними. Этими действиями он сознательно обрек себя и своих сторонников на постоянную каноническую изоляцию, которая рано или поздно даст о себе знать. Сегодня в Москву уже начали съезжаться лидеры Православных Поместных Церквей мира. Когда все они прибудут в столицу России для празднования 100-летия возрождения Патриаршества, думаю, им будет очень интересно услышать новость, как Филарет окончательно закопал все надежды на преодоление существующего межконфессионального конфликта на Украине», – пишет пресс-секретарь Волынской епархии УПЦ МП протоиерей Олег Точинский. Он уверен, что с «киевским патриархатом» больше не захотят общаться, «и никакой Константинополь их больше не спасёт». «"Москва к нам обратилась ..." Что? Москва? Обратилась к УПЦ КП? Это шутка такая, да?» – комментирует священник измышления Филарета.

А сам расстрига больше всего печётся о себе. «От киевской кафедры я не отрекусь до смерти», – заявляет он. И вспоминаются слова предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Онуфрия: «Церковь живет идеями Христа, а не идеями человеков. Идеи, или как мы их называем на духовном языке, – заповеди Христа, – выше и лучше самых светлых заповедей человеческих, ибо первые несут в себе жизнь, а вторые – смерть».

Человеческая идея Филарета – напялить на себя куколь и до кончины его не снимать. Больше ничего.

Соб. корр. Фонда стратегической культуры

Оцените статью
0.0