Перейти к основному содержанию

В Польше позволяют издеваться над памятью о Холокосте

Обращение польских властей с памятниками, посвящёнными трагической эпохе Второй мировой войны, преступает грань элементарных этических норм.

Обращение польских властей с памятниками, посвящёнными трагической эпохе Второй мировой войны, преступает грань элементарных этических норм. Центр Симона Визенталя и израильский Центр организаций лиц, переживших Холокост, обратились к президенту Польши Анджею Дуде за разъяснением по поводу скандального арт-проекта Артура Жмиевского. Речь идёт о видеоролике «Игра в салки», на котором голые смеющиеся люди предаются всевозможным развлечениям в  газовой камере.

«Произведение искусства» известного польского художника имеет скандальную историю. В 2011 году оно было включено в экспозицию проходившей в Берлине выставки «Германия и Польша: соседи рядом» (Deutschland und Polen: Tür an Tür), но через месяц пропало из экспозиции без каких бы то ни было разъяснений.  В 2015 г. это «произведение», выставленное в художественном музее Тарту (Эстония), было изъято из временной экспозиции после протестов еврейских общин эстонского музея видео … но через полгода оно появилось в Музее современного искусства Кракова на выставке «Польша – Израиль – Германия. Опыт Освенцима».  Вновь последовали протесты еврейских организаций, не оценивших творческого полёта польского авангардиста. Иерусалимский мемориал «Яд Вашем», который бережно хранит память о трагедии еврейского народа, посольство Израиля (которое было, ко всему прочему, спонсором краковской выставки) и еврейская община Польши потребовали изъять ролик. Музейные власти ролик изъяли… но, вспомнив вдруг о свободе творчества, вернули.

Нынешнее обращение к президенту Польши связано с выяснением обстоятельств создания арт-проекта: как оказалось, он был снят в настоящей газовой камере, на территории бывшего лагеря смерти Штутхофа. В 1939-1945 годах здесь в окрестностях Гданьска (Данциг) располагался лагерь интернированных (не об этом ли лагере писал в своих мемуарах лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс, чьи близкие в начале войны были отправлены в лагерь для «перевоспитания»?), а с октября 1941 г. лагерь был передан в управление гестапо. С января 1942 г. у Штутхофа был статус концентрационного лагеря 1 ступени (по нацистской классификации, это самая «лёгкая» ступень, такой же статус имели лагеря Дахау, Заксенхаузен и Освенцим-1).

Штутхоф известен тем, что, как выяснилось на Нюрнбергском процессе, здесь было налажено производство мыла из трупов заключённых. Известно также, что в этом лагере подручными эсэсовских палачей были украинские бандеровцы из «вспомогательной полиции». Газовая камера была устроена в лагере весной 1944 г. Лагерь был освобождён в мае 1945 г. 48-й армией 3-го Белорусского фронта. С 1962 г. на территории бывшего лагеря работает музей. Еврейские организации запрашивают президента Польши о том, на каких условиях администрация музея дала разрешение Жмиевскому. Существуют ли на территории музейного комплекса правила относительно проведения съёмок, проводилась ли проверка в отношении проекта Жмиевского?

Решимость еврейских организаций привлечь внимание к циничной «художественной» провокации, устроенной в Польше, представляется тем более своевременной, что в этой стране происходит массовое уничтожение памятников и мемориальных знаков, посвящённых эпопее освобождения от немецкого фашизма. При этом еврейские организации, протестующие против глумления над памятью замученных в Штутхофе,  поставлены в такое положение, что им приходится апеллировать не к общим всему человеческому роду понятиям добра и зла, а к формальным условиям выдачи разрешений на съёмку скабрезного сюжета в газовой камере.

Вызывает острое сожаление тот факт, что демонстрация «произведений» Жмиевского не повлекла каких-либо протестов общественности в самой Польше. Память о Второй мировой войне нынешние польские власти связывают в первую очередь с героизмом поляков. В частности, 1 декабря Анджей Дуда на церемонии по поводу 75-летия со дня образования организации «Жегота» (Совет помощи евреям) наградил поляков, участвовавших в спасении евреев. Данные о масштабах деятельности Жеготы разнятся: от 8,5 до 28 тысяч спасённых жизней. В то же время в одном только лагере Штутхоф погибли 65 тыс. человек.

Поразительно и то, что ситуация вокруг скандального ролика не комментируется немецкой прессой, которая обычно весьма чувствительна к вопросам сохранения памяти о Холокосте. При этом Артур Жмиевский – фигура, достаточно хорошо известная в Германии. В 2012 году он был куратором организованного в Берлине 7-го бьеннале современного искусства. В числе прочего во время того бьеннале демонстрировался ролик о захвате группой украинских хулиганок-эксгибиционисток FEMEN колокольни собора Святой Софии в Киеве.                  

Оцените статью
0.0