Перейти к основному содержанию

Турция – ЕС: тлеющий конфликт

Турецкая сторона выступила с двумя заявлениям, привлекая внимание европейцев к своей позиции в отношении экономических связей с Евросоюзом.

Отношения между Турцией и странами Европейского союза остаются в состоянии тлеющего конфликта. С одной стороны, есть взаимная заинтересованность в активизации экономических связей, здесь намечается некоторый прогресс. Недавнее открытие в Нидерландах сразу трёх представительств турецкого Союза независимых предпринимателей и промышленников (MÜSİAD) председатель Союза Абдурахман Хаан расценил как преодоление политического кризиса, возникшего в двусторонних отношениях с Европой накануне конституционного референдума в Турции. 

Напомним, что в марте власти Нидерландов запретили турецкому министру по делам семьи и социальной политики Турции Фатме Бетюль Сайян Кайя посетить консульство Турции в Роттердаме, где министр намеревалась выступить перед представителями турецкой диаспоры. Численность диаспоры оценивается в 115 тыс. человек, из них 70% поддерживают Партию справедливости и развития, которую возглавляет Р.Т. Эрдоган. 

MÜSİAD – общественная организация, зарегистрированная в Берлине и имеющая представительства во многих европейских городах, занимается продвижением экономических связей с Турцией. Аналогичные цели ставят перед собой и два других союза турецких предпринимателей, также имеющие немецкую прописку: Союз турецких предпринимателей и промышленников в Европе (ATIAD, со штаб-квартирой в Дюссельдорфе) и Объединение турецко-европейских союзов предпринимателей (TIDAF, основан в 1993 г., штаб-квартира в Кёльне). Это лишь три объединения, которые входят в обширную Сеть европейско-турецких предприятий (NETU). 

Турецкая сторона выступила с двумя заявлениям, привлекая внимание европейцев к своей позиции в отношении экономических связей с Евросоюзом. Премьер-министр Бинали Йылдырым заявил о решимости его правительства улучшить отношения с Европой и в резкой форме осудил премьер-министра Дании Ларса Локке Расмуссена за то, что тот поставил под вопрос продолжение переговоров о вступлении Турции в ЕС: «Кто ты такой? Какое ты имеешь право высказываться, когда речь идет о Турции и о президенте Турецкой республики?» – произнёс турецкий политик с трибуны съезда в октябре. А президент Эрдоган, выступая 4 декабря на конференции в Анкаре, подчеркнул заинтересованность своей страны в иностранных инвестициях. 

Однако это всё с одной стороны. А с другой стороны, в политической сфере сохраняется взаимная настороженность. 12 декабря министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу примет участие в саммите министров иностранных дел Евросоюза. На повестке дня – обсуждение визовых проблем. По соглашению от марта 2016 г. («миграционная сделка») ЕС взял на себя обязательство ввести безвизовый режим для граждан Турции после выполнения Турцией более 70 требований. По содержанию этих требований можно заключить, что рассчитывать на безвизовый режим в ближайшем будущем не стоит. 

Сдержанную позицию относительно европейских перспектив Турции сохраняет Германия. Немецкие власти официально признали наличие в стране сети, действующей в интересах президента Эрдогана, и осуществление Анкарой хакерских атак во время подготовки к референдуму по изменению турецкой конституции. Федеральное правительство констатирует, что после путча 2016 г. наблюдается  «активизация попыток турецкого государства по оказанию влияния на турецкую диаспору в Германии. Такие попытки исходят от турецких представительств в Германии и от некоторых организаций, как то: Турецко-исламский союз по делам религии (DITIB, Diyanet İşleri Türk İslam Birliği) и Союз европейско-турецких демократов (UETD). У Турции имеются «многочисленные каналы для оказания своего влияния в Германии. Турецкое правительство использует при этом все формы и каналы традиционных и электронных СМИ».   

Соб. корр. Фонда стратегической культуры

Оцените статью
0.0