Перейти к основному содержанию
Переговоры Армения – Грузия: от учений НАТО до транзита

Переговоры Армения – Грузия: от учений НАТО до транзита

Для армяно-грузинских отношений имеет значение отсутствие со стороны Тбилиси элементов шантажа в отношении чувствительных для Еревана вопросов бесперебойного транзита, учитывая связи Грузии с НАТО.

Министр обороны Грузии Леван Изория предложил Армении принять в 2018 году участие в планируемых совместно с корпусом морской пехоты США ежегодных многонациональных учениях Agile Spirit. Целью этих манёвров, в которых принимает участие военная техника США, включая танки M1 Abrams и бронетранспортеры LAV, в Тбилиси называют сближение со стандартами НАТО и готовность к участию в совместных операциях.

По сообщению пресс-службы Министерства обороны Грузии, в беседе с армянским коллегой Вигеном Саргсяном Л. Изория выразил надежду на то, что Армения поучаствует и в ежегодных многонациональных учениях Noble Partner. Еревану предложили также направлять в Грузию для прохождения учебных курсов военнослужащих, в частности в Сачхерской школе горной подготовки.

Виген Саркисян и Леван Изория. Фото: verelq.am

Виген Саркисян прибыл в Тбилиси в составе представительной делегации во главе с президентом Сержем Саргсяном. В ходе переговоров с президентом и премьер-министром Грузии обсуждался широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, включая их чувствительные аспекты. Не секрет, что любые попытки Армении ослабить частичную коммуникационную изолированность наталкиваются на противодействие Баку и Анкары – основных торгово-экономических партнёров Тбилиси, реализующих на грузинской территории амбициозные энергетические и транспортные проекты (30 октября была официально запущена железная дорога Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс). Вместе с тем зависимость Армении от северного соседа не является односторонней. Например, в начале 2016 года в связи с нехваткой получаемого газа из Азербайджана власти Грузии выразили желание увеличить закупки газа из России. В конечном итоге была заключена сделка о поставке 200 млн. кубометров газа из Ирана в Грузию через территорию Армении.

По итогам 2017 года товарооборот между Арменией и Грузией увеличился почти на четверть, превысив 450 миллионов долларов США, и все последние годы он стабильно растёт (как и инвестиции армянских бизнесменов в Грузию). Вместе с тем более двух третей также растущего товарооборота между Арменией и Россией (и ЕАЭС) осуществляется через грузинскую территорию, и Ереван заинтересован в том, чтобы исключить здесь неприятные неожиданности. Однако на климат не повлияешь. Военно-Грузинская дорога (Владикавказ – Тбилиси с выходом на Армению) регулярно закрывается для автомобильного транспорта вследствие природных возмущений (лавины, сели, ливни, паводки). Вот и в эти дни она закрыта для всех видов транспорта из-за ухудшения погодных условий в Грузии с 23 декабря; сейчас к северу и югу от погранпоста Верхний Ларс скопилось более 600 большегрузов, преимущественно армянских. Такая же ситуация была на основной транзитной магистрали, соединяющей Россию с Грузией и Арменией,  месяц назад.

Фото: logirus.ru

Некоторый резонанс в армянских СМИ вызвало заявление премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили о том, что «Армения могла бы теоретически воспользоваться (исключительно при форс-мажорных обстоятельствах) транспортными коридорами через Абхазию и Южную Осетию для доставки товаров из России». Тут грузинский премьер несколько забегает вперёд. Несмотря на частичные и сугубо формальные подвижки с реализацией российско-грузинского соглашения «О транзитных коридорах» (2011), сквозное транзитное сообщение через Абхазию и Южную Осетию – вопрос даже не завтрашнего дня, хотя бы в силу обструкции Сухума и Цхинвала со стороны оппонентов нынешнего грузинского правительства и влиятельных региональных сил.

Сейчас крупногабаритные грузы и топливо попадают в Армению из российского порта «Кавказ» паромным сообщением до Поти, откуда уже по железной дороге – до армянской границы. Мультимодальный характер перевозок увеличивает их стоимость, но льготные тарифы Грузинской железной дороги и ЮКЖД позволили частично решить проблему. По словам главы транспортно-экспедиторской компании «АПАВЕН» Г. Агаджаняна, «…после передачи паромного комплекса в управление ЮКЖД международное железнодорожно-паромное сообщение "порт Кавказ - Поти" начало работать достаточно гибко… Нет закостенелых тарифов. Имея хорошие возможности, компания достаточно гибко подходит к решению вопроса, и это дает хорошие результаты». Если за 2016 год паром перевёз 327 вагонов с грузами, то за 6 месяцев 2017 г.  – уже 342. В 2016 году паром ходил чуть реже раза в месяц (за год – 10 рейсов), а в 2017 г перешёл на график три раза в месяц. В основном по железной дороге перевозятся габаритные грузы: зерно, цемент, нефтепродукты, строительные материалы, руда. В пересчёте на тонну груза тарифы на железнодорожно-паромном маршруте сопоставимы с автотранспортом, отмечает глава ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Сергей Валько.

Для армяно-грузинских отношений имеет значение отсутствие со стороны Тбилиси элементов шантажа в отношении чувствительных для Еревана вопросов бесперебойного транзита, учитывая связи Грузии с НАТО. Для Армении, у которой в области национальной безопасности приоритетом является тесное сотрудничество с Россией, важно поддержание сбалансированных отношений и с северным, и южным соседями. Автомобильная магистраль «Север – Юг» позволит Армении стать одной из составляющих международного транспортного коридора от иранских портов Персидского залива до грузинских портов на Чёрном море.

15 декабря на иранской границе в рамках соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном официально открылась свободная экономическая зона «Мегри», и грузинские предприятия приглашены к участию в проекте. «Я сказал господину президенту, что грузинская сторона должна использовать возможности Армении – существование свободных экономических зон, и продавать свою продукцию на рынках Евразийского экономического союза. Любая организация, зарегистрированная в Армении, может быть очень полезной с этой точки зрения», – сказал Саргсян по завершении переговоров с Г. Маргвелашвили.

По материалам СМИ

Оцените статью
0.0