Перейти к основному содержанию
Арина ЦУКАНОВА. Украинская стратегия Амоса Хохштайна

Украинская стратегия Амоса Хохштайна

В украинском нефтегазовом секторе американское «глубинное государство» представляет Амос Хохштайн (Amos Hochstein), специальный представитель США по международным энергетическим вопросам, помощник госсекретаря по энергетическим ресурсам во времена президентства Барака Обамы...

В конце ноября 2017 года на Украине случилось событие, которое сразу дало понять тем, кто ещё не понимал: страной этой управляют хотя и из США, но не обязательно из Белого дома – в роли управляющих Украиной могут действовать представили так называемого глубинного государства. Это касается и энергетической сферы. 

Есть основания предполагать, что в украинском нефтегазовом секторе американское «глубинное государство» представляет Амос Хохштайн (Amos Hochstein), специальный представитель США по международным энергетическим вопросам, помощник госсекретаря по энергетическим ресурсам во времена президентства Барака Обамы. 

Тактические цели Хохштайна на Украине, с руководством которой он работает, по его словам, 6-7 лет, таковы: под флагом диверсификации сделать всё возможное для отлучения украинских потребителей от российского газа и полностью взять под контроль транзит газа через Украину в Европу. Стратегическая цель – переориентация Европы на покупку американского СПГ. 

Новым европейским газовым хабом выбрана Хорватия, а именно остров Крк в Адриатике, где будет построен плавучий СПГ-терминал. На реализацию этого масштабного проекта, у истоков которого стояли бывший вице-президент США Джозеф Байден и его друг Амос Хохштайн, Еврокомиссия выделила в 2017 году более 101 миллиона евро, больше четвери всей необходимой суммы (около 384 миллиона евро). Дональд Трамп поддержал энергетический план Байдена – Хохштайна на варшавском саммите «Инициатива трёх морей» в июле 2017 года, где американский президент рассуждал об «открытых, справедливых и доступных энергетических рынках», якобы обещающих европейцам и процветание, и безопасность.

Мешают этим американским планам проекты «Северный поток - 2» и «Турецкий поток». И вот здесь на некоторое время нужна Украина, через территорию которой сейчас российский газ идёт в Европу. Ссылкой на украинские интересы можно успешно прикрывать план Байдена – Хохштайна до тех пор, пока не включится в работу СПГ-терминал в Хорватии, а младоевропейцы не перейдут на закупки американского сжиженного газа (под разговоры об обеспечении «энергетической независимости» от России, разумеется). Польша - американский форпост в Восточной Европе –  уже построила у себя СПГ-терминал на Балтике и в 2017 году заключила контракт на пятилетние поставки американского сжиженного газа. 

Балканская стратегия Амоса Хохштайна предусматривает, что Хорватия станет ещё одним ключевым узлом европейского газотранспортного коридора, который позволит замкнуть на американский СПГ все государства Восточной Европы. Украина – в их числе: если Хохштайну удастся за европейский счёт сделать из Хорватии энергетический хаб, украинская ГТС станет американцам не нужна. А сейчас она решает для США две задачи: во-первых, выступает аргументом в противодействии проекту «Северный поток - 2», во-вторых, приучает жителей Украины к мысли, что они покупают газ не у России. Для этого придумана занимательная история про «реверсный газ», который, приходя в Европу из России, будто бы уже перестаёт быть российским, а становится европейским. Этот вздор успешно внедряется в сознание.

Решение Стокгольмского арбитража, вынуждающего Украину покупать у «Газпрома» 4 миллиарда кубометров газа в год, в стратегии Хохштайна ничего не меняет. Газовый контракт у Украины с Россией заканчивается в 2019 году, а американские планы установления энергетического доминирования над Европой рассчитаны на гораздо более длительный срок – на стратегическую перспективу.

На заседании украинского правительства 22 ноября 2017 года закрытым постановлением был утверждён новый состав наблюдательного совета Национальной акционерной компании «Нафтогаз України», куда вошли четверо независимых (от украинского государства) директоров. Среди них – специальный посланник Амос Хохштайн! В четвёрке иностранцев трое представляют союз США и Соединённого Королевства, глава наблюдательного совета – британка, у себя в стране она занималась реформами газового сектора двадцать лет назад, в далёких 90-х. Украина в составе наблюдательного совета Нафтогаза представлена жалким меньшинством: из трёх украинских граждан никто не имеет профильного образования, связанного с энергетикой: экономист-аудитор, специалист по инвестициям и… дипломат-историк.

Прежний иностранный десант, работавший в наблюдательном совете «Нафтогаза», ушёл в отставку в 2017 году, ссылаясь на нежелание правительства реформировать украинскую энергетику по рецептам, выписанным международными кредиторами Украины. Но теперь, похоже, всё будет иначе – Хохштайн берёт дело в свои руки. До весны 2018 года украинское правительство должно продемонстрировать Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), у которого берёт кредиты на закупку и закачку газа в подземные хранилища, первые результаты работы с новым составом наблюдательного совета «Нафтогаза», иначе очередной транш (Киев запросил около 900 млн евро, из которых ЕБРР подтвердил 300) окажется под угрозой.

На первое полугодие 2018 года запланирован раздел «Нафтогаза»: транспортировка газа и его добыча будут рассоединены. Наиболее лакомые куски отойдут под контроль американцев и их канадских и британских друзей. А дальше Амос Хохштайн будет встраивать Украину в польско-хорватский газотранспортный коридор, откуда и будет приходить «недостающий» стране американский СПГ. Безусловно, по рыночной цене – большей, чем у России. Американец уверен: «…социальная поддержка должна предоставляться только тем, кто крайне нуждается в ней». Убеждён он и в другом: раз недра принадлежат народу Украины, то можно ожидать, что «в добывающий сектор придут международные компании, которые могут развивать его, но эти компании должны видеть чёткий путь к достижению прибыльности». 

А вот Россия, по словам Хохштайна, так и норовит «нанести тяжелый экономический удар Украине, забрав из ее экономики почти $2 млрд, которые она получает за транзит, и возобновить российское доминирование на газовом рынке Центральной и Восточной Европы». Речь о «Северном потоке - 2» и «Турецком потоке» – проектах, способных обрушить планы Америки на европейский рынок газа. «Я уже не раз говорил в Брюсселе, что вопрос сохранения транзита российского газа через Украину вообще не должен обсуждаться. Здесь не должно быть никакой сдачи позиций», – заявляет Хохштайн. 

Американцы размахивают украинской трубой на европейских площадках вовсе не потому, что их беспокоит экономика Украины. Причина иная: в США рассчитывали, что поставки СПГ в Европу начнутся с 2015 года, а строительство газопроводов из России удастся заморозить если не навеки, то до сдачи СПГ-терминала на острове Крк в эксплуатацию и заключения долгосрочных контрактов на поставки американского газа основным подписантам «хорватского меморандума». Эту идею поддержали летом 2015 года 15 стран, включая Украину. 

Короче говоря, сроки реализации американских планов сдвинулись, «потоки» остановить не получилось: «Северный поток – 2» уже у береговых вод Германии, план строительства и эксплуатации газопровода последовательно утверждается немецкой стороной. В Турции возлагают большие надежды на «Турецкий поток». Хохштайну остаётся в этой ситуации призывать Европу спасать украинский транзит и одновременно вкладываться в СПГ-терминал на острове Крк. Жизнь, однако, показывает уязвимость этой стратегии: американский СПГ значительно проигрывает российскому трубопроводному в цене. И если украинское руководство можно просто заставить покупать его втридорога, то даже с Польшей будет сложнее: поляки не прочь поторговаться за российский газ, а затем под маркой «диверсификации» продавать его той же Украине.

Да и суровая зима спутала карты – Соединённым Штатам самим потребовалось импортировать СПГ. И выручила замерзающих американцев Россия.

Сам о себе американский спецпосланник по вопросам международной энергетики пишет в Twitter, что его работа – вывод СПГ США на более свободный мировой рынок. На самом деле у Амоса Хохштайна другое занятие – он превращает природный газ в геополитическое оружие и делает его инструментом продвижения интересов «глубинного государства», взламывая крупные рынки и целые страны. Сейчас он работает по Украине. А затем наступит очередь Европы.

Оцените статью
0.0