Перейти к основному содержанию
Исход украинцев в Польшу: «рабы на плантациях» рассказывают

Исход украинцев в Польшу: «рабы на плантациях» рассказывают

По данным Министерства труда Польши, в 2017 году польские работодатели подали 1,7 миллиона заявлений о намерении трудоустроить у себя украинцев. Есть сведения, что с учётом нелегалов украинских гастарбайтеров около четырёх миллионов. И ещё столько же готовы ехать в Польшу на заработки. Об этом рассказывают сами украинцы в видеороликах социальной сети YouTube. Таких рассказов сотни. Мы выбрали самые типичные.

По данным Министерства труда Польши, в 2017 году польские работодатели подали 1,7 миллиона заявлений о намерении трудоустроить у себя украинцев. Есть сведения, что с учётом нелегалов украинских гастарбайтеров около четырёх миллионов. И ещё столько же готовы ехать в Польшу на заработки. Об этом рассказывают сами украинцы в видеороликах социальной сети YouTube. Таких рассказов сотни. Мы выбрали самые типичные.

Украинский заробитчанин, ведущий видеоблог «Жизнь Коваля», рассказывает о том, как ему, а также многим другим украинцам, работается и живётся в Польше. Речь идёт о тех, кто собирает голубику в сезон. Автор называет себя и других работников «рабами». Оплата труда зависит от количества собранных ящиков голубики, за 1 ящик платят 10 злотых. За день удаётся собрать 3 – 4 ящика ягод. 30 злотых – это 250 гривен, или чуть меньше $10. При этом штраф за малейший промах составляет 150 злотых, то есть 5 дней работы.

Этот видеосюжет в короткий срок набрал более миллиона просмотров и тысячи комментариев, в которых другие украинцы рассказывают о своём польском опыте.

«Ты ещё на сбор спаржи попробуй, там по 25 км пешком в резиновых сапогах на день с тележкой одноколёсной, а ещё жильё и питание добавят яркости к 12-часовому рабочему дню, и так 7 дней в неделю. В конце ещё обманули с оплатой, потому что мы там никто!»

«Был бы холоп, а пан найдётся. Не хотели жить с россиянами на равных, теперь обслуживаем польских панов. Действительно – за Державу обидно! Можно было бы выращивать эти ягоды у себя и продавать в Россию, и всем было бы хорошо!»

«Ради того чтобы ехать в Европу и оказаться там на положении раба, конечно, надо было скакать на майдане. Пока молодой – это ещё терпимо. А как семьёй обзавестись? Столько проблем сразу возникает – хоть стой, хоть плачь. Лучше родного дома нет ничего».

«А вы что думали, что там мёдом помазано? Был я в той Польше, там наших за людей не считают, там наши как стадо, скот, не более».

«Это всё правда. Чтобы заработать в Польше таким трудом, надо много работать, почти без выходных и мало спать. И если ехать месяца на три, то можно привезти где-то 900 долларов. Мало! Потому что первый месяц идёт на питание, жильё, проезд, адаптацию и т.д., а отложить деньги можно только со второго. Не надо забывать про билет в Польшу туда и обратно, некоторые платят посредникам. И реально получается чистых 400-500 американских денег, если вычесть все расходы. Если едешь второй раз, то уже знаешь больше, выбираешь лучшее».

Другой гастарбайтер – Юрий – рассказывает о своём печальном опыте работы в Польше. Приехав к соседям, он понял, что украинцы могут рассчитывать только на напряжённую физическую работу – стройки, мясокомбинаты, сбор урожая. «Многие соглашаются сразу же на самую тяжёлую работу в надежде заработать много денег. Но они, как правило, не рассчитывают свои силы. Мой знакомый приехал в Польшу работать на мясокомбинате, его работа состояла в том, что он 14 часов в сутки в холодильнике грузил замороженное мясо. За рабочий день это было несколько тонн груза. Через три месяца, сорвав спину, он с трудом вернулся домой, потратив существенную часть заработанного на лечение», – рассказывает Юрий. Он подчёркивает: «Всегда нужно помнить об одном – на вас зарабатывают деньги. Не столько вы зарабатываете, сколько на вас зарабатывают, и всегда будут пытаться снизить вашу ставку. К тому же в Польше плохо стали относиться к украинцам в последнее время».

Муж и жена – Дмитрий и Татьяна – поведали о том, как они попали на завод в Польшу. Вредное производство, работать нужно было в респираторах. Рабочий день – не менее 12 часов. На супругов большое впечатление произвели строгие правила на работе: перекур только в определённое время, запрет на пользование мобильными телефонами, запрет выйти из цеха даже на минуту по своим делам. Конечно, отмечают они, зарплата не сравнима с украинской, но эту зарплату придётся отработать по полной программе и с максимальной нагрузкой. Дмитрий, как и Юрий, советует не надрываться, всегда помнить о своём здоровье, о котором никто не будет беспокоиться. Слишком многие украинцы оставили своё здоровье на польской земле.

Татьяна говорит, что особенно тяжело женщинам. Ей приходилось переставлять тяжёлые металлические ящики, которые шли по конвейеру 12 часов в сутки. За весь рабочий день нельзя было не только присесть, но даже обо что-то облокотиться – сразу же подбегал мастер и делал замечание, а во второй раз вместо замечания – штраф.

Девушка, ведущая канал «Цыбуля TV» в сети YouTube, работала в маленькой пекарне в небольшом польском городе. Как и везде, рабочий день – по 12 часов, хотя поляки там же работают по 8 часов. Выходной – один день в неделю. Делать в пекарне приходилось всё – от мытья полов до выпечки хлеба. Заробитчанка жалуется, что за весь рабочий день нельзя присесть и отдохнуть. К тому же работали без перерыва на обед, хотя и давали бесплатно булочки собственного производства, однако есть их нужно было, не отвлекаясь от работы. О том, чтобы устроить перекур и речи не было. Зарплата при этом стандартная – 10 злотых в час.

Впрочем, работа в польской пекарне – не самый плохой вариант. Блогер с ником Мэри ведёт репортажи о своей работе в Польше на складе интернет-магазина одежды. Всё тот же 12-часовой рабочий день, весь день на ногах – стандартные условия работы украинцев. Выходных – 3 дня в месяц, а работа – по ночам. И, конечно, обязательная система штрафов – 50 злотых за некачественную упаковку посылки с одеждой. Перерыв на обед – 15 минут, до столовой бегом добежать – уходит 5 минут, жалуется Мэри. «Мы – настоящие «рабы на плантации», поляки не работают в таких жёстких условиях. Но выхода нет. Буду работать, пока хватит сил, потом поищу работу на 8-часовой рабочий день, хотя зарплата будет меньше. Когда ехали, нам обещали золотые горы, два выходных в неделю, бесплатное жильё, а здесь во многих платных хостелах даже интернета нет. Приходится со всем смириться, ведь в чужой стране ты – никто», – делает вывод Мэри.

Слушая эти рассказы о рабском труде, трудно поверить, что ещё четыре года назад, до «революции достоинства», ситуация в Польше на рынке труда была совсем иная. Зарплата тогда была вдвое выше, а условия труда – намного лучше. Но теперь миллионы украинцев отправились искать лучшей доли из разорённой Украины. Чем хуже обстоят дела на родине, тем за меньшие деньги соглашаются работать украинцы, тем в худших условиях соглашаются жить. Польские бизнесмены этому только рады. А сами поляки не очень-то сочувствуют украинцам, комментируя их жалостливые видео в одном ключе: если согласились на предложенные условия - нечего жаловаться, а коль хотите лучшего – учите польский язык, совершенствуйтесь, предлагайте себя в Польше по профессии, которой вы владели на Украине, украинцы всегда работали на поляков.

В последнее же время отношение к украинским гражданам в Польше изменилось в худшую сторону. Всё чаще польская пресса сообщает о столкновениях поляков с украинцами «на почве идеологических расхождений». Это и понятно – в Польше ещё живы свидетели Волынской резни и прочих зверств бандеровцев, которые нынче на Украине почитаются как герои. А к полякам на заработки едет множество жителей Галичины, где Бандера и его подельники в особом почёте.

Польское интернет-издание Newsweb.pl  опубликовало статью «Польша массово депортирует украинцев», автор которой пытается обратить внимание властей на то, что в Польше всё чаще задерживают украинцев-нелегалов и эту проблему необходимо как-то решать. «Недавно морское подразделение пограничной службы провело в Поморье мероприятия по проверке работающих там иностранцев, результаты которого оказались тревожными. Выяснилось, что польские работодатели нелегально «используют» украинцев в гораздо больших масштабах, чем предполагали специальные службы. Граждане Украины работают в Поморье без действительного разрешения на пребывание, и только в этом регионе до 2500 человек украинского происхождения признались, что никогда не подписывали никаких договоров, зарабатывая деньги в Польше», - пишет Newsweb.pl. Полякам выгодно брать на работу нелегалов – им платят ещё меньше, а обманывают их ещё чаще.

Другое интернет-издание – Olsztyn.wm.pl – также пишет о проблеме украинских нелегалов: «По результатам проверок в Варминьско-Мазурском воеводстве выяснилось, что каждый четвёртый украинец работает там с нарушением закона. По итогам рейдов 89 предпринимателям вынесли судебные приговоры, сумма наложенных на них штрафов составила 236 тысяч злотых, а многим заробитчанам, по всей видимости, угрожает депортация».

А тем временем именно украинские заробитчане спасают свои семьи и украинскую гривну. По данным Народного банка Польши, гастарбайтеры с Украины в 2017 году заработали $4 млрд, из которых $2,5 млрд отправили на родину. Тяжёлым рабским трудом и плохими условиями жизни украинцы в Польше поддерживают экономику своей страны. Поддержит ли их самих потом родина, когда они вернутся с подорванным здоровьем домой? Этот вопрос можно не задавать.

Впрочем, есть и счастливые истории. Так, киевлянка Юлия, переехавшая на ПМЖ в Польшу 3,5 года назад, довольна жизнью: она с самого начала устроилась уборщицей к хорошему работодателю, выучила польский язык и польскую бухгалтерию, трудится на двух работах. Она считает себя целеустремлённой и лёгкой на подъём, задумывается об ипотеке и не собирается возвращаться. По её словам, ошибочно думать, что в Польше украинцы заняты только тяжёлым физическим трудом: сюда с Украины активно переезжают предприниматели, программисты, врачи, бухгалтеры, маркетологи, косметологи и парикмахеры, архитекторы, инженеры, квалифицированные строители, дальнобойщики, артисты. «Специалист с руками, с головой найдёт себя везде», – комментирует Юлия. Причём многие специалисты в Польшу едут не в ожидании наступления лучших времён на Украине, а навсегда, устраивают детей в польские школы, подтверждают дипломы, заканчивают языковые курсы, соглашаются поначалу работать в качестве помощников за более низкую зарплату. «Будьте готовы к тому, что в начале вашего пути в Польше придётся соглашаться на ту работу, которая не престижна и в своей стране, возможно, вы бы на неё не пошли. Но всё потом в ваших руках», – говорит Юлия.

Желание украинских переселенцев – начать новую жизнь и забыть о происходящем на Украине. Польша в этом смысле стала для соседей европейской Америкой. Вполне понятны в этом свете польские законодательные инициативы – оградить страну от бандеровской идеологии, носители которой приезжают на заработки или на ПМЖ. Логика очевидна: хочешь работать в Польше или переехать сюда навсегда – придётся забыть про Бандеру.

С чем остаётся Украина, отрезавшая себя от России? Со стремительно стареющим населением, факельными шествиями и отсутствием перспектив на ближайшее будущее. Сегодня уже ясно, что путь Украины в Европу лежит не через безвиз и обустройство государства, а через вымывание трудоспособной части населения из страны, которое, во-первых, работает на благо польской и других европейских экономик и, во-вторых, является для той же Польши спасением от ближневосточных и африканских мигрантов.

Польское аналитическое издание Gazeta Prawna в ежегодном рейтинге «50 самых влиятельных людей польской экономики» на второе место по итогам 2017 года поставило… украинцев. «Мы встречаем их на каждом шагу: в магазинах, на строительных площадках, на заводах, в парикмахерских - везде, где существует спрос на работу.  Роль украинцев на нашем рынке труда растет. Это особенно важно в контексте демографических проблем, которые напоминают бомбу под нашей экономикой. Эксперты ООН называют Польшу одной из тех стран, численность населения которых сокращается быстрее, поэтому ее общество быстро стареет. Сегодня иммигранты с востока смягчают ситуацию и препятствуют демографическим изменениям», – пишет Gazeta Prawna. 

Любопытно, что украинские заробитчане опередили в рейтинге влияния на польскую экономику даже президента Польши Анджея Дуду. В 2018 году у них есть все шансы возглавить рейтинг Gazeta Prawna: поляки ожидают ещё большего наплыва гастарбайтеров, бегущих к ним из охваченной хаосом, войной и политическими распрями Украины.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0