В Германии лоббируют строительство СПГ-терминала. Главный аргумент – политический

В Германии лоббируют строительство СПГ-терминала. Главный аргумент – политический

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На фоне непрекращающихся нападок на проект «Северный поток-2» в Германии намечается перспектива строительства терминала для приемки танкеров со сжиженным природным газом (СПГ). Как известно, до настоящего времени Германия, будучи одной из немногих стран Европы, имеющих выход к морю, не располагала на своей территории подобной инфраструктурой (см. рис.).

В то же время по объёму потребления природного газа Германия находится на первом месте в Европе (в 2017 г. – 91 млрд кубометров и почти на 9/10 это импортный трубопроводный газ). 

Долгое время доля российских поставок в потреблении газа немцами составляет почти треть. «Германия не должна ещё сильнее зависеть от российского газа», –  заявляет министр энергетики федеральной земли Нижняя Саксония Олаф Лиз (СДПГ), лоббирующий строительство терминала по приёмке СПГ в своём родном городе Вильгельмсхафене. Важнейший аргумент в пользу проекта – политический: по словам министра, терминалы имеют «стратегическое значение» для Германии и Евросоюза, «даже если сейчас они экономически не эффективны». 

Идея строительства терминала в Вильгельмсхафене не нова. В середине 2000-х гг. крупнейший в тот период немецкий энергоконцерн Eon планировал вложить 500 млн евро в строительство терминала мощностью 10 млрд кубометров,  но в 2008 г. отказался от этого проекта и в 2011 г. приобрел 5% акций нового терминала в Роттердаме (мощность 12 млрд кубометров). 

Последний всплеск интереса к проекту в Вильгельмсхафене отмечался в 2014 году, на пике антироссийских настроений, но и тогда проект отвергли как экономически нецелесообразный. В 2014 г. речь шла уже о 800 млн евро. «Терминал для СПГ совсем не нужен Германии», – говорил тогда эксперт по энергетике Курт Освальд из авторитетной консалтинговой компании A.T. Kearney. 

Сегодня лоббисты ставят вопрос о государственной поддержке политического проекта. Тот же Олаф Лиз предлагает учредить национальную программу поддержки СПГ. Он уже встречался с Иохеном Хоманном, возглавляющим Федеральное сетевое агентство (национальный регулятор энергетических и газовых сетей), и заявил о намерении провести переговоры с потенциальными инвесторами и эксплуатирующими компаниями. 

Между тем  у проекта в Вильгельмсхафене есть и серьёзный конкурент – терминал в Брюнсбюттеле. В отличие от Вильгельмсхафена, этот проект имеет более чёткие очертания: уже в июле 2017 г. Еврокомиссия выдала разрешение учредить СП German LNG Terminal GmbH, которое будет заниматься строительством терминала в этом порту в устье Эльбы на территории земли Шлезвиг-Гольштейн. СП учредили три компании: Gasunie LNG Holding B.V. – оператор газопроводов Нидерландов и севера Германии; Oiltanking – логистическая компания, которая занимается строительством и эксплуатацией топливных хранилищ (нефти, газа, химикатов) в шести странах мира, и Vopak LNG (оператор терминалов СПГ). Отметим, что Gasunie и Vopak совместно управляют роттердамским терминалом СПГ.  Предварительно сообщалось, что учредители готовы израсходовать на строительство терминала 450 млн евро. 

Окончательное инвестиционное решение по проекту в Брюнсбюттеле должно быть принято по итогам процедуры предварительного резервирования мощностей, которая стартовала 17 января 2018 г. Ввод терминала в эксплуатацию намечен на 4-й квартал 2022 г. Как и в Нижней Саксонии, в Шлезвиг-Гольштейне не обошлись без напоминаний о геополитической (читай: антироссийской) значимости проекта; потенциальными экспортёрами СПГ считаются Катар, Нигерия и Мозамбик.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться