Перейти к основному содержанию
В Германии лоббируют строительство СПГ-терминала. Главный аргумент – политический

В Германии лоббируют строительство СПГ-терминала. Главный аргумент – политический

На фоне непрекращающихся нападок на проект «Северный поток-2» в Германии намечается перспектива строительства терминала для приемки танкеров со сжиженным природным газом (СПГ). Как известно, до настоящего времени Германия, будучи одной из немногих стран Европы, имеющих выход к морю, не располагала на своей территории подобной инфраструктурой (см. рис.).

На фоне непрекращающихся нападок на проект «Северный поток-2» в Германии намечается перспектива строительства терминала для приемки танкеров со сжиженным природным газом (СПГ). Как известно, до настоящего времени Германия, будучи одной из немногих стран Европы, имеющих выход к морю, не располагала на своей территории подобной инфраструктурой (см. рис.).

В то же время по объёму потребления природного газа Германия находится на первом месте в Европе (в 2017 г. – 91 млрд кубометров и почти на 9/10 это импортный трубопроводный газ). 

Долгое время доля российских поставок в потреблении газа немцами составляет почти треть. «Германия не должна ещё сильнее зависеть от российского газа», –  заявляет министр энергетики федеральной земли Нижняя Саксония Олаф Лиз (СДПГ), лоббирующий строительство терминала по приёмке СПГ в своём родном городе Вильгельмсхафене. Важнейший аргумент в пользу проекта – политический: по словам министра, терминалы имеют «стратегическое значение» для Германии и Евросоюза, «даже если сейчас они экономически не эффективны». 

Идея строительства терминала в Вильгельмсхафене не нова. В середине 2000-х гг. крупнейший в тот период немецкий энергоконцерн Eon планировал вложить 500 млн евро в строительство терминала мощностью 10 млрд кубометров,  но в 2008 г. отказался от этого проекта и в 2011 г. приобрел 5% акций нового терминала в Роттердаме (мощность 12 млрд кубометров). 

Последний всплеск интереса к проекту в Вильгельмсхафене отмечался в 2014 году, на пике антироссийских настроений, но и тогда проект отвергли как экономически нецелесообразный. В 2014 г. речь шла уже о 800 млн евро. «Терминал для СПГ совсем не нужен Германии», – говорил тогда эксперт по энергетике Курт Освальд из авторитетной консалтинговой компании A.T. Kearney. 

Сегодня лоббисты ставят вопрос о государственной поддержке политического проекта. Тот же Олаф Лиз предлагает учредить национальную программу поддержки СПГ. Он уже встречался с Иохеном Хоманном, возглавляющим Федеральное сетевое агентство (национальный регулятор энергетических и газовых сетей), и заявил о намерении провести переговоры с потенциальными инвесторами и эксплуатирующими компаниями. 

Между тем  у проекта в Вильгельмсхафене есть и серьёзный конкурент – терминал в Брюнсбюттеле. В отличие от Вильгельмсхафена, этот проект имеет более чёткие очертания: уже в июле 2017 г. Еврокомиссия выдала разрешение учредить СП German LNG Terminal GmbH, которое будет заниматься строительством терминала в этом порту в устье Эльбы на территории земли Шлезвиг-Гольштейн. СП учредили три компании: Gasunie LNG Holding B.V. – оператор газопроводов Нидерландов и севера Германии; Oiltanking – логистическая компания, которая занимается строительством и эксплуатацией топливных хранилищ (нефти, газа, химикатов) в шести странах мира, и Vopak LNG (оператор терминалов СПГ). Отметим, что Gasunie и Vopak совместно управляют роттердамским терминалом СПГ.  Предварительно сообщалось, что учредители готовы израсходовать на строительство терминала 450 млн евро. 

Окончательное инвестиционное решение по проекту в Брюнсбюттеле должно быть принято по итогам процедуры предварительного резервирования мощностей, которая стартовала 17 января 2018 г. Ввод терминала в эксплуатацию намечен на 4-й квартал 2022 г. Как и в Нижней Саксонии, в Шлезвиг-Гольштейне не обошлись без напоминаний о геополитической (читай: антироссийской) значимости проекта; потенциальными экспортёрами СПГ считаются Катар, Нигерия и Мозамбик.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0