Перейти к основному содержанию
Объёмы транзита нефтепродуктов через украинскую территорию в апреле 2018 г. составили 8,3 тыс. т, что в 6 раз меньше, чем за аналогичный период 2017 г.

Поставщики энергоресурсов обходят Украину стороной

Нежелание Киева выстраивать отношения со странами Евразийского союза негативно сказывается на транзите углеводородов в Европу через территорию Украины. Объёмы транзита нефтепродуктов в апреле 2018 г. составили 8,3 тыс. т, что в 6 раз меньше, чем за аналогичный период 2017 г.

Улучшения ситуации не предвидится

Нежелание Киева выстраивать отношения со странами Евразийского союза негативно сказывается на транзите углеводородов в Европу через территорию Украины. Объёмы транзита нефтепродуктов в апреле 2018 г. составили 8,3 тыс. т, что в 6 раз меньше, чем за аналогичный период 2017 г.   

С сокращением объёмов транзита из России увеличивается доля белорусского, молдавского и литовского транзита.  Однако ни Белоруссия, ни Молдавия, ни Литва не в состоянии обеспечить приток в украинский бюджет крупных сумм за счёт оказания Киеву транзитных услуг. Например, объём транзита дизельного топлива из Белоруссии в Молдавию составил 4,1 тыс. т, из Литвы в Молдавию – 0,7 тыс.т. Транзит бензина разных марок из Белоруссии в Молдавию составил 1,7 тыс. т, из Литвы в Молдавию – 0,2 тыс.т.

Ещё хуже обстоит дело с транзитом через Украину сжиженного газа. В январе-марте его объёмы уменьшились на 15% (до 347 тыс.т.) по сравнению с январем-мартом прошлого года. В апреле 2018 г. падение продолжилось до 32%. 

Сокращается объём железнодорожных и морских перевозок энергоносителей. Объём железнодорожного транзита упал на 30% (59 тыс. т вместо прежних 84 тыс. т). Транзит через морские порты Украины сократился на 38%  – до 24,5 тыс. т., из которых 22 т пришлись на Одессу.

Улучшения ситуации не предвидится. Грузия открывает для транзита энергоносителей порт Батуми – прямой конкурент Одессы. О переориентации на Батуми уже заявила казахстанско-американская компания «Тенгизшевройл», обеспечивающая около 400 тыс. т транзита через одесский порт. 

«Тенгизшевройл» планирует также нарастить объёмы транзита через российскую Тамань до 450 тыс. т, что лишит Одессу 20 тыс. т транзита в месяц. При этом экономия компании составит $30-50 за тонну, так как транзитные возможности и географическое положение Тамани выгоднее, чем у Одессы. 

Украина постепенно теряет свою значимость как транзитёра энергоносителей. Крупные поставщики выбирают более надёжные маршруты. 

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0