Перейти к основному содержанию
Школьные учебники истории в России, Беларуси и на Украине.

Катастрофа в умах – украинский «підручник для 11 класу» о Великой Отечественной войне

22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны советского народа. Казалось, это навсегда останется бесспорным для жителей стран бывшего СССР. Однако не состоялось. В области представлений о Великой Отечественной значительная часть постсоветского пространства переживает катастрофу в умах. И в фокусе катастрофы – Украина.

Чему учит украинских детей «Історія України»

22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны советского народа. Казалось, это навсегда останется бесспорным для жителей стран бывшего СССР. Однако не состоялось. В области представлений о Великой Отечественной значительная часть постсоветского пространства переживает катастрофу в умах. И в фокусе катастрофы – Украина.

…Год назад в эфире одного из ведущих киевских телеканалов «1+1» ведущий невозмутимо сообщил: «Сегодня в четыре утра ровно семьдесят шесть лет назад началась Вторая мировая война». Повторяю: это было сказано 22 июня и не было оговоркой. Здесь мы имеем дело с системой, которая развивается не первый год. 

Глубину катастрофы в умах легко можно было бы увидеть, если бы кто-то захотел вчитаться в «підручник» для 11 класса «Історія України», выпущенный ещё во времена «преступного режима» Януковича, в 2012 году. Однако увидеть никто не захотел.

Возьмём три учебника:

– История. Россия и мир. 11 класс. Москва: Дрофа, 2013.

– История Беларуси. 1917-1945 гг.: учебное пособие для 10 класса. Минск: Народная асвета, 2012 году. 

– Історія України. Підручник для 11 класу. Київ: Грамота, 2012.

Все эти учебные пособия одобрены профильными министерствами своих стран. 

История. Россия и мир. 11 класс. Москва: Дрофа, 2013.

В российском учебнике, например, сказано, что ко Второй мировой войне привели противоречия между ведущими державами. Германия мечтала о мировом господстве, Франция с Англией во многом потворствовали замыслам Третьего рейха, пытаясь направить его агрессию на восток. Приближала войну близорукая политика Польши. Белорусский учебник рассказывает школьникам об обострении противоречий между крупнейшими государствами Европы, стремившимися к новому переделу мира; о попытках Англии и Франции переключить внимание Гитлера на СССР; об отказе Запада от предлагавшейся Москвой системы коллективной безопасности. Белорусы подчёркивают также, что Запад не оставил Советскому Союзу иного выбора, как заключить договор о ненападении с гитлеровской Германией. 

Иное дело украинский «підручник», изготовленный при Януковиче, но вполне пригодный для подготовки юношества в условиях майданного режима. Учебник погружает ребёнка в параллельный мир. Выясняется, что причины начала Второй мировой войны заключались в «украинском вопросе»: мол, в нём были заинтересованы все ведущие мировые державы. В частности, Гитлер считал, что Украина может стать «немецкой Индией», и подумывал создать на её территории отдельное государство. Ну а Сталин якобы воплощал в жизнь «идею Ленина – Троцкого» о мировой революции. А дальше – несусветная чушь: «Аналитики ведущих стран западной демократии… признавали, что независимая Украина необходима для экономического прогресса Европы и обеспечения мирного сосуществования государств» (стр. 10). Так рассказывает об Украинской ССР учебник истории 2012 года для 11 класса. 

Історія України. Підручник для 11 класу. Київ: Грамота, 2012.

Если никто не видел (годами!), что именно готовилось такими «открытиями», стоит ли удивляться, что дело дошло до государственного переворота и безумств декоммунизации?

Примерно так же ориентирует ум школьников рассказ о первых трагических месяцах Великой Отечественной. В российском учебнике говорится, что, несмотря на успехи, вермахт начал терять темп наступления, гитлеровцы несли большие потери, но к осени 1941-го Германия захватила большую часть европейской территории СССР. В белорусском учебнике подробно описываются летние сражения 1941-го на территории БССР, подчёркивает героизм советских солдат. А вот в пособии для украинских детей – настоящая пляска на костях: сплошные разгромы, прорыв немцами фронта, чудовищные потери Красной армии, уманский котёл, киевская катастрофа. И в качестве вишенки на торте – цитата из дневника генерала Гальдера, начальника штаба сухопутных войск вермахта: «Верхушка командования противника, очевидно, совсем не участвует в руководстве операциями войск». 

Дополняет эту чепуху рассказ о «злодеяниях сталинского режима»: в Днепропетровске взорван хлебозавод вместе с работниками; в Одессе вместе с жителями затоплены приморские кварталы; во Львове чекистами расстреляны 40-50 тысяч невинных людей. На этом фоне уничтожение Успенского собора Киево-Печерской лавры (сегодня на Украине в этом обвиняют советских диверсантов) выглядит едва ли не невинной шалостью.

Украинский учебник позволяет себе идеологически заряженную ложь даже там, где сообщает, что в октябре 1941 года советские войска оставили «Харьков и Донецк». Донецка в то время не существовало (город назывался Сталино), но школьники не должны знать, что крупный город носил имя советского вождя, управлявшего положением дел и в Украинской ССР!

История Беларуси. 1917-1945 гг.: учебное пособие для 10 класса. Минск: Народная асвета, 2012 году.

Что касается темы установления нацистского оккупационного режима на захваченных советских территориях, то российский учебник начинает рассказ о ней с создания первых партизанских отрядов, хотя говорится об этом как-то скупо. В пособии для белорусских детей оккупации отведено значительно больше места; десятиклассники узнают об истреблении евреев, о сети немецких концлагерей, покрывшей республику и, конечно, о трагедии Хатыни. Есть в белорусском учебнике и интересные подробности жизни в оккупированной гитлеровцами Белоруссии. Так, одним из главных школьных предметов у белорусских детей при оккупации было изучение биографии фюрера, а учитель, входя в класс, произносил: «Хайль Гитлер!» и поднимал руку в нацистском приветствии. Ученики должны были отвечать тем же.

В украинском учебнике (2012 год!) нет ни слова о преступлениях бандеровцев во время Волынской резни, но отмечается, что оккупационные газеты сообщали «правдивую информацию о преступлениях большевиков», а в нескольких областях возникло даже «украинское самоуправление». В общем, при гитлеровцах жизнь на Украине начинала налаживаться.

Примерно та же картина с изложением болезненной темы коллаборационизма. В российском учебнике этому отведены три предложения; упоминаются немецкие пособники в Прибалтике, на западной Украине и в Крыму, предатели-власовцы. Белорусский учебник говорит о коллаборационистах более подробно: перечислены все профашистские организации республики, рассказано о белорусском марионеточном правительстве и создании Белорусской краевой обороны. Всех, кто служил в Белоруссии гитлеровцам, авторы учебника прямо называют изменниками Отечества.

А вот «Підручник для 11 класу» опять формирует параллельную реальность – предпринимает попытку «понять и простить» тех, кто пошёл служить немцам, и винит в возникновении коллаборационизма «голодомор», коллективизацию, сталинские репрессии: из-за этого-де люди шли в полицаи и служили немцам.

Ну и, наконец, бандеровцев авторы украинского учебника числят участниками «движения сопротивления», а дивизию СС «Галичина» предлагают рассматривать как новую версию легиона Украинских сечевых стрельцов в составе австро-венгерской армии. 

…Перемены в умах готовятся годами, иногда десятилетиями. И если, как на Украине, они готовятся целенаправленно, они обязательно срабатывают в политике. Так что нечего удивляться, когда на украинском телевидении рассказывают, что Вторая мировая война началась… 22 июня 1941 года. Не удивляет уже, кажется, и объявление о том, что для народа Украины Великой Отечественной войны не было.

Оцените статью
0.0