Перейти к основному содержанию
Поляки помнят о Волынской резне

Перекрёстные визиты как удары ножей

11 июля Польша отмечает 75-ю годовщину Волынской резни. В 2016 году день 11 июля был объявлен в Польше Национальным днём памяти жертв совершённого украинскими националистами геноцида граждан II Речи Посполитой Польской. Украинские власти с такой формулировкой категорически не согласны. Кризис в отношениях Польши и Украины находится в стадии развития. Преодолеть его при националистическом режиме, установленном на Украине после переворота 2014 года, невозможно в принципе.

Польша – Украина: конфликт, не имеющий решения

11 июля Польша отмечает 75-ю годовщину Волынской резни, которую на Украине называют волынской трагедией. На Волыни этническая чистка, официально одобренная руководством ОУН(б) весной 1943 года, достигла своего пика 11 июля 1943 года. В тот день боевики УПА атаковали 167 сел и городков Волыни, населённых поляками. Общее число жертв УПА среди польского населения Западной Украины оценивается цифрой до 100 тысяч мирных жителей. При этом отрядами польской самообороны, в том числе в качестве мести, были убиты 2-3 тысячи украинцев, встречается число 5 тысяч. 

В 2016 году день 11 июля был объявлен в Польше Национальным днём памяти жертв совершённого украинскими националистами геноцида граждан II Речи Посполитой Польской. Украинские власти с такой формулировкой категорически не согласны. 

В преддверии 75-й годовщины Волынской резни, 8 июля, президенты Польши и Украины, не пересекаясь друг с другом, совершили визиты «друг к другу». Анджей Дуда посетил Украину, Пётр Порошенко посетил Польшу. Ранее СМИ на Волыни сообщали, что планируются совместные мероприятия польской и украинской сторон, но их не было – провести что-либо совместно оказалось невозможно.

Украинская сторона, действительно, предлагала полякам организовать некие мероприятия совместно. Предложение поступило из администрации украинского президента. «Однако мы получили отказ, – передаёт источник в АП президента Украины. – Именно поэтому приняли решение организовать отдельные мероприятия с участием президента Украины, который поедет в этот день в Польшу». 

Причина такой расстыковки незамысловата. Порошенко, находясь под постоянным давлением «общественного мнения националистов», не может признать чёрное чёрным, этнические чистки этническими чистками. Между тем Дуда, находясь 8 июля на Украине, в посёлке Олыка на Волыни, сказал о дне 11 июля: «В Польше это будет Национальный день памяти жертв геноцида, совершённого на Волыни против поляков украинскими националистами». Этим он не удовлетворился и подчеркнул: «Это была не война между Польшей и Украиной – это была обычная этническая чистка, как мы бы это назвали сегодня. Речь шла просто о том, чтобы устранить поляков с тех территорий... Следствием этого были акции в ответ с польской стороны... Впечатляет уже сама диспропорция: (погибли) около 100 тысяч поляков и около 5 тысяч украинцев. Она на самом деле производит огромное впечатление. И это, извините, это и есть историческая правда». 

По поводу «дружбы» между Украиной и Польшей Анджей Дуда сказал, что эта дружба может опираться только «на правду». Он имел в виду – на польскую правду, которую установленный в Киеве режим украинских националистов (кем бы ни были в этническом отношении ключевые фигуры этого режима), признать не может. И прежде всего эту правду не может признать Порошенко, который не рискнёт идти на президентские выборы 2019 году без поддержки украинского националистического лобби. 

В этот день, 8 июля, Порошенко присутствовал в Польше, в селе Сагрынь на открытии мемориала «памяти украинцев, которые погибли от рук польских крестьянских батальонов и подразделений Армии Крайовой в 1944 году». Украинский президент призвал власти Польши внести изменения в польское законодательство, его не устраивает «польская правда». Своё пожелание он сформулировал так, чтобы и поляков не обидеть и чтобы в глазах украинских радикалов-националистов это выглядело реверансом перед ними: «Поддерживаем инициативы по пересмотру известных изменений в польском законодательстве об институте национальной памяти и рассчитываем, что будут пересмотрены также положения, касающиеся оценки украинцами».

Порошенко отчаянно лукавит: поляки обвиняют в геноциде не украинцев вообще», а украинских националистов.

Между тем точка зрения украинских националистов неизменна: главари УПА – герои. Больше того: героизация главарей УПА является частью официальной украинской идеологии. В честь «героев УПА» по всей территории Украины должны стоять памятники, их имена должны носить улицы и площади. Город Перемышль и определённые территории, отошедшие Польше, должны принадлежать Украине, «потому что они украинские».

Один из лидеров запрещённого в России «Правого сектора» А. Тарасенко не так давно разглагольствовал на тему разных взглядов на Украине и в Польше на историю. Вопреки документам Тарасенко «абсолютно не согласен» с тем, что Волынская резня была «запланированной акцией против польского народа» и что «ответственность за эти события несет УПА». Между тем давно известно, в том числе из материалов Нюрнбергского трибунала, что идея создания на территории Польши украинского «повстанческого движения» (прообраза УПА) возникла у лидеров Третьего рейха в 1939 году с целью организации массовых убийств как польских евреев, так и поляков. И давно не является секретом, что всё руководство ОУН ещё в 1930-е годы было завербовано нацистскими спецслужбами.

Идеолог украинских националистов уверяет, что зверства УПА (пишут в кавычках «зверства УПА») и «мифы типа "Волынской резни"» – как тогда, так и сейчас» – выгодны Москве. Националисты согласны лишь на обтекаемые формулы: «Были с обеих сторон отдельные случаи, скажем так, бытовой ненависти, которая вылилась в беспредел. Это же война! На какой войне таких случаев не было?»

Существуют доказательства зверств и иного рода. Анджей Дуда сделал Украине предложение, предварив его заверениями в дружбе: «Как президент Польши, – сказал Дуда, – прошу помочь опознать эти могилы. Чтобы здесь нам разрешили провести соответствующие работы, чтобы опознать тела погибших. Мы тоже готовы пойти навстречу и предоставить Украине разрешения на соответствующие работы на захоронениях украинцев в Польше». Это значило бы, что могилы ещё раз расскажут правду о «героях УПА», которые не щадили младенцев, разрезали и разрубали людей на куски, детям и беременным женщинам вспарывали животы, вбивали гвозди в головы, насиловали девушек…

Кризис в отношениях Польши и Украины находится в стадии развития. Преодолеть его при националистическом режиме, установленном на Украине после переворота 2014 года, невозможно в принципе.

Оцените статью
0.0