Перейти к основному содержанию
Александр Суриков, Чрезвычайный и полномочный посол России в Беларуси.

Белорусские СМИ анонсируют смену посла России в Беларуси

Белорусская пресса начинает прощаться с 77-летним Александром Суриковым, работавшим чрезвычайным и полномочным послом России в Беларуси с 2006 года. Видимо, смена посла стала неизбежна. Более того, их и в РФ, и в РБ многие её ждут, возлагая на новое назначение новые надежды.

И пишут о том, чем запомнился Александр Суриков

Слухи вокруг скорого назначения нового посла России в Беларуси циркулируют давно, но в последнее время белорусскими СМИ это преподносится как почти свершившийся факт. Поговаривают даже о том, что Москва уже якобы выслала белорусским властям документы на получение предварительного согласия по определённой кандидатуре нового посла. МИД Беларуси в свою очередь эту информацию опровергает. Тем не менее белорусская пресса потихоньку начинает прощаться с 77-летним Александром Суриковым, работавшим чрезвычайным и полномочным послом России в Беларуси с 2006 года. Видимо, грядущие перемены неизбежны. Более того, их и в РФ, и в РБ многие ждут, возлагая на новое назначение новые надежды.

Чем же запомнился уходящий посол России – Александр Суриков – белорусам (по версии белорусских СМИ)?

– В 2007 году Суриков заявил: «В ответ на планы Вашингтона Россия и Белоруссия могут принять решение о создании новых совместных военных объектов, в том числе и ядерных». Причиной этого безусловно решительного утверждения стали заявленные США намерения разместить системы ПРО в Восточной Европе.

– В 2008 году Суриков пенял Белоруссии за «скромное молчание по ситуации в Южной Осетии». «Есть договор о создании Союзного государства. Граждане Российской Федерации, попавшие в Южной Осетии в неприятные вещи, они, формально говоря, и граждане Беларуси», – говорил тогда посол. В случае «появления неприятностей у Беларуси мы ваше горе всегда разделяем в международных организациях» – такова была его позиция. «Мы знаем, что Конституция Беларуси запрещает использование белорусских войск за пределами страны, но гуманитарная составляющая могла бы присутствовать. Кроме того, могла бы быть словесная поддержка, что и мы всегда делаем для Беларуси», – заявлял Суриков. Белорусское руководство на критику российского посла обвинило его в том, что тот не поинтересовался в МИД РБ, «какие действия в связи с конфликтом в Южной Осетии предпринимает и намерена предпринять Беларусь в коллегиальном партнерском порядке, как это всегда делается между внешнеполитическими ведомствами наших стран» и подтвердило «правомерность действий России по защите своих граждан на территории Южной Осетии, большую часть населения которой составляют именно граждане Российской Федерации».

– Интересно, что спустя восемь лет, в 2016 году, Суриков уже не говорил о том, что в рамках Союзного государства граждане РБ и РФ «формально» имеют одно гражданство – союзное. «Я сторонник сохранения наций и народов. К вопросу гражданства Союзного государства отношусь осторожно. Сейчас я россиянин, у меня российский паспорт. А если у меня будет паспорт Союзного государства, кто я буду по национальности? Я бы хотел, чтобы мои дети и внуки были русскими», – сказал посол на пресс-конференции в Минске. Он не упрекал также Беларусь в «скромном молчании» по ситуации с Крымом.

– В 2010 году, после президентских выборов в Беларуси посол России назвал победу действующего президента ожидаемой: «Мы ожидали далеко за 70% голосов у Лукашенко, так оно и произошло. Нам было все понятно с самого начала». Что касается «Плошчи», Суриков  охарактеризовал акцию протеста оппозиции как «попытку жёлтой, оранжевой революции, попытку засветиться перед Западом».

– В 2014 году в период «калийного» конфликта между «Уралкалием» и «Беларуськалием» Александр Суриков заявил, что в конфликте виноваты обе стороны, но Россия виновата больше: «Российская сторона в калийном вопросе не все точно рассчитала в своих действиях. Виноваты обе стороны, но больше – Россия». В то же время в российском правительстве думали иначе, называя действия белорусской стороны «странными, неадекватными и не партнёрскими».

– В 2016 году во время витка «молочного противостояния» между Россией и Беларусью Александр Суриков выступил в защиту белорусской молочки. В 2018 он тоже её нахваливал, критикуя при этом продукцию из России: «Здесь есть российская продукция. Но мне она не очень нравится. Белоруссия с 1 января запретила сырные продукты, когда в сыры добавляются растительные масла. Россия – пока нет. То есть здесь качество больше гарантированно: сыр я могу покупать с гарантией, что он сыр. А в России – не всегда».

– В 2018 году белорусские СМИ запомнили позицию российского посла в отношении европейской кинокомедии «Смерть Сталина», запрещённой к прокату в РФ из-за оскорбительного содержания и признаков экстремизма. Суриков заявил, что не очень понимает позицию российского министерства культуры и ажиотаж вокруг фильма. Он призвал «не стесняться истории» и допустил, что комедия может задевать чувства живых родственников свидетелей событий. «Я фильм не видел, надеюсь, что посмотрю в Беларуси», – отметил Суриков.

– Удивительной была позиция посла России в связи с арестом в декабре 2016 года  троих белорусских публицистов – Сергея Шиптенко, Юрия Павловца и Дмитрия Алимкина. «Да, это белорусские граждане, это процессуально дело белорусское, – сказал Суриков. – Но очень сильно сомневаемся, что эти люди – истинные патриоты страны, в которой живут и являются ее гражданами. Потому что такие формулировки, как «недогосударство», «недонарод», не украшают никакого гражданина, в том числе и журналиста страны». При этом формулировки, о которых говорил посол России двоим из троих арестованных не принадлежали, в таком ключе они никогда не высказывались, а, как в дальнейшем подтвердила независимая экспертиза их текстов, публикации, за которые публицисты 14 месяцев провели за решёткой, а впоследствии были осуждены, преследовали цель улучшения белорусско-российских отношений.

– Во времена посла РФ в РБ Александра Сурикова в Беларуси в 2013 году было ликвидировано Минское общество русской культуры «Русь». Произошло это в День России, 12 июня. А в 2015-м, снова в День России, власти сняли с установленного в Могилёве бюста А.С. Пушкина табличку с отрывком из стихотворения «Клеветникам России» (начинается со слов «Иль нам с Европой спорить ново, иль русский от побед отвык?»). Памятник подарил городу фонд «Аллея российской славы», он был открыт в день рождения поэта – 6 июня. Пророссийские организации Беларуси восприняли удаление таблички со словами Пушкина с возмущением, они даже обратились к министру культуры: «Беспрецедентный случай, который произошел в Могилёве, рядом с которым меркнет повальное уничтожение памятников советской эпохи в Украине, уже нанёс огромный моральный ущерб миллионам белорусских граждан».

– В 2014 году Александра Сурикова беспокоило присутствие на Дне Воли портретов Бандеры и Шухевича. Он тогда заявил, что в сожжении Хатыни принимал участие 118-й охранный батальон, состоявший из украинских националистов. «Господин Шухевич служил в 201-м охранном батальоне до формирования украинской повстанческой армии [организация запрещена в России. – Ред.] и тоже причастен к зверствам в Беларуси против мирного населения. Нездорово, когда молодые люди об этом забывают», – говорил Суриков. Оппозиционные белорусские СМИ об этом не забыли. Однако широкое празднование 100-летия химеры БНР не подвигло российского посла на какие-либо оценки, хотя белорусский национализм, претендующий на государственную идеологию и переписывание истории – калька с национализма украинского, уже вовсю кующего наследственность Украины от УНР.

В 2018 году Александр Суриков поддержал позицию президента Беларуси Александра Лукашенко, заявившего о попытках «приватизировать победу» в Великой Отечественной войне, которые будто бы наблюдаются в России. Посол заявил, что не расценивает слова белорусского лидера как упрёк. И призвал «не делить, а объединять эту память, нашу». «Есть желание той или иной страны показать себя более отличившейся. Но в окопах сидели все вместе… Надо все действия, связанные с праздником, удержанием памяти о подвиге, делать максимально вместе. Это правильно», – сказал Суриков.

Кто придёт на смену Александру Сурикову? Пока что кандидатура будущего посла России в Беларуси – на уровне домыслов и реакции на них белорусских СМИ. При этом бросается в глаза дружная уверенность прессы (особенно – оппозиционной) в том, что перемены скоро произойдут. Вместе с тем в белорусском экспертном сообществе есть и иное мнение: «борьба вокруг должности посла будет затяжной», Лукашенко попытается отстоять Сурикова либо «будет настаивать на кандидатуре, которую посчитает лояльной к Беларуси».

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0