Перейти к основному содержанию
Advance: Федерализация — выход для Украины

Advance: федерализация — выход для Украины

Соединённые Штаты Америки, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия доказывают, что самые успешные государства мира основаны на федерализме в теории и на практике, и по такому же пути должна пойти Украина, делает вывод хорватское издание Advance.

В Хорватии озвучили три сценария для украинского государства

Бывший украинский премьер-министр Юлия Тимошенко, объявляя о том, что будет баллотироваться на президентских выборах, предложила провести референдум об изменениях в системе управления и политическом устройстве страны. По её мнению, Украина могла бы стать своего рода «канцлерской республикой», в которой рычагами власти будут пользоваться председатель правительства и парламент. Многие политические эксперты  восприняли её заявления как сигнал украинским элитам о том, что необходимо провести федерализацию страны, пишет хорватское новостное издание Advance. При этом аналитическое сообщество придерживается точки зрения, что Юлия Тимошенко, будучи опытным политиком, поняла, что спасти Украину от окончательного развала может только федерализация. 

Совершенно точно федерализация положила бы конец конфликту на Украине и обеспечила бы таким регионам, как Донецк и Луганск, автономию. Однако этим процесс не ограничился бы, и федерализация затронула бы всю Украину. Все или многие украинские регионы получили бы определённую автономию по отношению к центральной киевской власти, рассуждает автор статьи Матия Шерич (Matija Šerić). 

Ещё в начале украинского кризиса в 2014 году представители Европейского союза во главе с немецким канцлером Ангелой Меркель тщетно пытались склонить украинское руководство, продукт евромайдановской революции, к идее федерализма. В августе 2014 года, когда война в Донбассе шла полным ходом, Меркель предложила Петру Порошенко немедленно начать процесс децентрализации Украины. На совместной с украинским лидером пресс-конференции Меркель заявила: «То, что мы в Германии считаем федерализмом, на Украине называется децентрализацией. Но разницы нет. И это является важным шагом для того, чтобы русскоязычное население чувствовало большую принадлежность к Украине, чтобы оно оставалось с Украиной. И я думаю, этот процесс нужно продолжать». 

В июне текущего года президент России Владимир Путин сказал нечто подобное в интервью австрийскому телеканалу ORF. Путин заявил, что федерализация и отказ от идеи войти в НАТО могут решить украинскую проблему.  

«Я напомню, что идеологи украинской независимости, украинские националисты ещё в 19 веке говорили о необходимости формирования самостоятельного, независимого от России украинского государства. Но многие из них говорили о необходимости сохранения очень хороших отношений с Россией, говорили о необходимости формирования независимого украинского государства на федеративных принципах. Уже тогда. А сегодня, на мой взгляд, это один из вопросов, который является наиболее острым внутри самой Украины», – цитирует издание российского президента. 

Advance напоминает, что ещё в 90-х годах бывший украинский лидер Леонид Кучма понимал, что крайне сложно сохранить государство в его границах, оставив его унитарным, поскольку Украина – страна многонациональная и мультикультурная. Большая часть нацменьшинств проживает в приграничных областях Украины. Предоставление хотя бы этим регионам автономии стало бы спасительным решением, которое укрепило бы страну. Однако, когда после оранжевой революции 2004 года к власти пришёл Виктор Ющенко, проект отложили в сторону и забыли. 

За время правления Виктора Януковича идея федерализации снова обрела популярность, а часть правящего истеблишмента считала федерализацию лекарством для профилактики распада государства на множество частей. И даже будущий евромайданский лидер Арсений Яценюк откровенно признавал необходимость предоставить бóльшую автономию восточным и западным украинским регионам. Однако став премьер-министром, Яценюк проводил совершенно другую политику, которая спровоцировала войну в Донбассе, говорится в статье. 

В начале 2015 года Украина подписала договорённости в Минске (так называемый Минск-2), которые предполагали децентрализацию Украины и предоставление особого статуса мятежным регионам (Донецку и Луганску). Несмотря на это, Порошенко упорно отказывается выполнять собственные обязательства по договору. Отчасти он поступает так потому, что сам не согласен с этим планом, а отчасти – из-за воинственной националистической киевской политики и общественности. Порошенко оправдывается сильным сопротивлением Верховной рады. Однако подобные объяснения не слишком убедительны, поскольку Порошенко не раз принуждал парламент голосовать за выгодные ему самому законы, считает автор Advance.

Время идёт, конфликт на востоке не утихает, а Украина живёт в долг у Европы и США. Уже даже западные интеллектуалы и политические круги понимают, что на Украине – хаос. Теперь и западные эксперты призывают к федерализации как к последнему шансу на сохранение целостности страны и созданию институциональной и административной основы для экономического оздоровления и роста. Американский политолог Даниэль Уорнер полагает, что новых этнических конфликтов Украине не избежать, если она сохранит унитарное устройство. Он утверждает: «Этнические группы, которые живут на Украине, совершенно по-разному смотрят на будущее страны. В подобной ситуации федерализация кажется идеальным решением – во всяком случае, более приемлемым, чем гражданская война или раздел страны на несколько частей».  

Издание отмечает, что существует и другой вариант – кипрский сценарий. Благодаря ему военный конфликт на Кипре был прекращён. Кипр сегодня разделён согласно линии разграничения ООН на южную законную греческую часть и северную незаконную часть, оккупированную турками. За порядком на линии разграничения надзирают голубые каски.  

Матия Шерич рассматривает и третий вариант будущего Украины – «дейтонизация», при котором страна перестала бы быть субъектом международных отношений, став их объектом. Другими словами, вместо Украины решением её проблем занялись бы иностранные субъекты. Их конфедеративное решение было бы аналогично Дейтонскому соглашению о Боснии и Герцеговине. Так Украина превратилась бы в международный протекторат, сформированный по конфедеративному принципу. Мятежные регионы получили бы особый статус, а Украина – международные институты, которым бы подчинялись украинские органы. Хотя протекторат под эгидой иностранцев – не самый лучший выход для страны, считает Advance

Отказ Порошенко реформировать Украину по федеральному принципу может привести к полному экономическому коллапсу страны и всеобщей радикализации. К власти могут прийти такие радикальные правые группировки, как «Национальный корпус», «Правый сектор»*, «Свобода» и другие ярые националисты. В этом случае война может охватить не только оставшуюся часть Восточной Украины, но и западные регионы, а также Крым. Любой, кто хоть немного знаком с украинскими националистическими объединениями, понимает, что руководство и члены этих организаций хотят войны и радикальных мер. 

Чтобы подобного не произошло, выбор нужно сделать в пользу федерализации, которую и предполагает Минск-2. Но это соглашение можно ещё расширить, то есть федерализация могла бы распространиться на всю Украину. Соединённые Штаты Америки, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия доказывают, что самые успешные государства мира основаны на федерализме в теории и на практике, и по такому же пути должна пойти Украина, делает вывод Advance

Соб. корр. ФСК

* организация, запрещённая в России

Оцените статью
0.0