Перейти к основному содержанию
Миграционная проблема обострила кризис в Евросоюзе

America first по-итальянски – и не только...

Интерес большинства правительств Евросоюза заключается сегодня не в распределении по квотам наплывающего через Средиземное море на Апеннины миграционного и социального балласта, а в избавлении от него. Географически Италия тут – первая скрипка. Лозунгом America first Трамп преподал хороший урок своим европейским коллегам, и они, похоже, воспринимают эту науку.

Европейцы призывают вернуть Евросоюзу независимость от США

О том, что Евросоюз раздирают противоречия, европейские СМИ твердят чуть ли не ежедневно. И дело тут не только в повышении пошлин на европейские алюминий и сталь.

Французские рыбаки, промышляющие в Ла-Манше, разодрались с английскими в 15 милях от своего берега и крепким словом и дымовыми гранатами прогнали британцев от «своих вод и своей рыбы», хотя по законам ЕС англичане всё ещё имеют здесь право на ловлю. Головную боль для Брюсселя создали полторы сотни мигрантов с судна «Дичотти», застрявшего в порту Катания из-за отказа итальянцев их принять – Рим потребовал от Брюсселя забрать их всех до единого, иначе Италия угрожает сократить свой 20-миллиардный взнос в бюджет Евросоюза. Угроза чувствительная. Официальное издание ЕС Еuronews устами представителя Еврокомиссии Александра Винтерштейна огрызнулось: «В Европе угрозы бесполезны… Еврокомиссия не реагирует на подобные предупреждения отдельных стран, решения должны находить все члены ЕС». Это, однако, только в логике брюссельских бюрократов. Из-за «Дичотти» рассорились Италия с Мальтой, а бельгийский министр иммиграции прямо заявил, что его страна не примет ни одного из нелегальных пассажиров. Экстренно собравшаяся дюжина крупнейших стран Евросоюза на минувшей неделе так и не нашла способа пристроить в Европе 150 мигрантских душ. 

Брюсселю обидно, что уже не только французские моряки на своих лодках, но и итальянский вице-премьер, министр экономического развития, труда и социальной политики Луиджи Ди Майо (он же лидер движения «Пять звёзд») вместе с министром внутренних дел Италии и вице-премьером Маттео Сальвини без смущения попирают принципы миграционной политики ЕС. А венгерский премьер Виктор Орбан и вовсе отказывается принять у себя в стране даже одного-единственного мигранта. 

«Шантаж, ложь, национализм – куда скатывается Италия?» – спрашивает Deutsche Welle. И оказывается, «скатывается» Италия туда же, куда и президент США Дональд Трамп: «Запрещая принимать в итальянских портах суда с беженцами на борту, Сальвини хочет запугать потенциальных мигрантов и изолировать страну любой ценой. Он следует принципу "Италия прежде всего"».

Однако это ещё только августовские цветочки на евронебосклоне. Жаркое политическое лето в Европе покажется ласковым в сентябре, когда Брюсселю надо будет решать, куда «скатывается» он сам. Речь не только о согласовании бюджета ЕС на 2021-2027 годы, когда каждый потащит «одеяло» на себя и припомнит свои национальные обиды. Государства-члены Евросоюза за три года так и не смогли договориться о реформе системы предоставления убежища и о рациональном распределении мигрантов. Не справившись с задачей вместе, они начинают решать её самостоятельно. И это логично. Как ни обзывай их Брюссель «популистами» и «националистами», интерес большинства правительств Евросоюза заключается сегодня не в распределении по квотам наплывающего через Средиземное море на Апеннины миграционного и социального балласта, а в избавлении от него. Географически Италия тут – первая скрипка.

По принципу «Германия прежде всего» ведёт себя и Берлин, которому осенью грозит с подачи Трампа кризис автомобильной промышленности. За 2017 год США купили немецких автомобилей на 38 миллиардов долларов, а продали в Европу своих только на 6 миллиардов. Новый тариф ударит по сложившейся за десятилетия производственной цепочке всех европейских производителей, но Берлину будет больнее остальных. Вот почему так настойчиво требует министр иностранных дел ФРГ Хейко Маас (Heiko Maas) создания независимого от США финансового механизма. Немецкий призыв отвечает и интересам Франции, президент которой всё лето призывает вернуть Евросоюзу независимость от Соединённых Штатов.

Возможности такие есть. Одна из них состоит в том, чтобы вывернуться из-под МВФ, где решающее слово принадлежит Вашингтону, и создать собственный фонд финансовой помощи. Хейко Маас предложил создать Европейский валютный фонд (European Monetary Fund, EMF). Брюссель может учредить и собственную европейскую систему платежей и расчётов, чтобы избежать американских вторичных санкций из-за ставшего семенем раздора с Вашингтоном ядерного соглашения с Ираном. Однако с этим надо поторопиться, для чего требуется единство, которого в ЕС нет. Та же европейская система платежей и расчётов не устраивает Германию с её строгими правилами финансовых операций и боязнью механизма, который будет «перегонять огромные суммы с севера на юг»; дебаты между Парижем и Берлином относительно того, кто и как будет руководить этим механизмом, пока результата не дали. 

Кроме того, чтобы новая система платежей и расчётов эффективно заработала автономно от Вашингтона, Евросоюзу надо договариваться с Россией и Китаем. А как договариваться с Москвой, если крупнейший швейцарский банк Credit Suisse заморозил на своих счетах 5 миллиардов российских денег, чтобы подыграть новым антироссийским санкциям Трампа? Швейцария – не полноценный член ЕС, но и не 51-й штат Америки. Два швейцарских конкурента Credit Suisse – UBS (UBSG.S) и Julius Baer (BAER.S) – тоже сделали Трампу под козырёк, поскольку «зависят от доступа к доллару», сообщает Reuters; они помнят, как Credit Suisse выложил Вашингтону 500 миллионов долларов за то, что имел дело с Ираном, а французский BNP Paribas выплатил Соединённым Штатам рекордные 8,9 миллиарда долларов за нарушение санкций США против Судана, Кубы и Ирана. 

Европейские банки подлежат европейской юрисдикции, но против вторичных санкций США, этого «долларового лома», у Европы нет приёма. Есть только надежда на глобальную, основанную на технологии блокчейн, систему финансовых платежей (global blockchain-based financial payment system), исключающую возможность применения вторичных санкций. 

Ещё большие противоречия внутри Евросоюза вызывает настойчивое стремление США включить в торговое соглашение с ЕС продукцию сельского хозяйства – к концу года готовится доклад на этот счёт. Однако уже очевидно, что Германия, стремящаяся сохранить свой экспорт автомобилей в США, легко пожертвует интересами Франции, пытающейся защитить свой аграрный сектор от конкуренции с сельхозпродуктами из Америки. 

Лозунгом America first Трамп преподал хороший урок своим европейским коллегам, и они, похоже, воспринимают эту науку. 

Оцените статью
0.0