Перейти к основному содержанию
Конференция в Варшаве

Вырождение международного права: избирательная свобода слова и нарочитая глухота Украины

Конференция в Варшаве демонстрирует вырождение международного права: нет никакого смысла говорить о свободе слова, при этом лишая этой свободы крымчан и наблюдая, как украинская делегация хлопает дверью в ответ на вопросы о преследовании прессы. ОБСЕ надо принять реальность: Организация не в состоянии влиять на своего члена, демонстративно нарушающего права человека.

Как свобода слова на конференции ОБСЕ превратилась в фикцию

В Варшаве проходит двухнедельная конференция Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ The Human Dimension Implementation Meeting 2018. В ней принимают участие более 1800 представителей правительств 57 стран – участников ОБСЕ, правозащитников и экспертов, которые обсуждают «прогресс в деле выполнения  обязательств, касающихся прав человека и основных свобод, демократических институтов и демократического управления, а также толерантности и недискриминации». На официальной странице ОБСЕ в социальной сети Facebook ведётся прямая трансляция совещаний. 

Украина продолжит ограничивать свободу слова

«Со времени нашего предыдущего совещания в регионе ОБСЕ убито несколько журналистов. Ещё несколько журналистов подверглись нападениям и были ранены. Более 200 журналистов нуждаются в постоянной защите полиции», – сказал  представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир в своём выступлении, отметив, что только «в двух случаях из десяти убийцы журналистов подвергались уголовному преследованию». 

На конференцию приехала делегация представителей правительства Украины, а также украинские правозащитники и журналисты, столкнувшиеся с гонениями и даже арестами из-за своей профессиональной деятельности. Среди них был и журналист Дмитрий Василец, просидевший в украинской тюрьме более двух лет. Он заявил в своём выступлении, что на Украине могут упрятать в тюрьму любого человека без доказательств его вины. «Касательно моего случая, когда мне избирали меру пресечения, прокуратура не  представила суду доказательства моей вины и антиукраинской деятельности, поскольку они были секретны. Спустя два года выяснилось, что этих доказательств нет, и меня пришлось отпустить. Это очень большая проблема в Украине, и таких, как я, к сожалению, сейчас в украинских тюрьмах тысячи граждан», – сказал Василец. 

Дмитрий Василец: «Мне за свою журналистскую деятельность пришлось в Украине провести в тюрьме 2 года и 3 месяца»

Выступила в Варшаве и представитель медиахолдинга «Вести Украина», она рассказала, как украинские силовики не один раз устраивали в редакции холдинга обыски, конфискацию оборудования и всячески препятствовали работе прессы. 

«Против нашей организации и наших сотрудников завели несколько уголовных дел, которые сегодня не хотят расследовать, а только лишь используют для давления на нас. В рамках этих уголовных дел у нас уже два раза забирали всё наше оборудование, два раза громили наш офис с привлечением радикальных организаций, в июле 2017 года наши журналисты работали под дулами автоматов, пока военная прокуратура проводила обыск в нашей редакции», – сообщила Ольга Семченко. 

Ольга Семченко: «Наш офис уже два раза громили!»

«Мы постоянно получаем угрозы в наш адрес со стороны представителей власти. За пять лет народные депутаты называли нас «ничтожествами», «собаками», «шариками» (коверкая фамилию), мэр города Днепра обещал гонять по крышам моего мужа и бить, «как резинового коня». Поэтому я хотела бы сказать, что никакого права, никакого закона нет в Украине и нет никакой свободы слова. И все мы подвергаемся нападкам и унижениям со стороны власти», – рассказала украинская журналистка Ольга Шарий, супруга известного блогера Анатолия Шария, который был вынужден покинуть Украину и просить политического убежища в ЕС. 

Ольа Шарий рассказывает о преследовании её супруга, известного блогера Анатолия Шария

«Мы поддерживаем освобождение всех украинских политзаключённых, включая тех, кто за свои мнения и убеждения томится в тюрьмах на территории страны. Почему никто не говорит о журналисте Павле Волкове, которого обвиняют в пособничестве террористам? О Василии Муравицком, которого арестовали прямо в роддоме, где рожала его жена, за то, что он якобы заключил договор с международной российской редакцией. А свидетелем по делу проходит его кот. Те украинцы, которые обращают внимание на эти проблемы, автоматически получают ярлык «агентов Кремля». Сейчас Украина полыхает, и очаг этого пожара находится в центре Киева. Я прошу ОБСЕ обратить внимание на эту ситуацию», – заявил представитель украинской правозащитной организации «Успішна варта» в своём выступлении. Он упомянул и о руководителе РИА «Новости Украина» Кирилле Вышинском, находящемся под арестом более ста дней по фиктивному обвинению в госизмене 

Украинские общественники: «Почему наряду с Сенцовым никто не вспоминает журналиста Волкова, который уже более года по надуманным обвинениям находится в тюрьме в Запорожье?»

Таким образом, обвинения государству Украина были выдвинуты серьёзные. Чем же ответила официальная делегация Киева? 

«Что касается украинской делегации, хочется сказать, что это единственные здесь дипломаты, которые вообще не слышат выступления украинских граждан, ответ у них один: Россия – агрессор, аннексировала Крым и т. п. А мы бы хотели услышать ответы на нарушения прав человека и свободы СМИ на Украине», – отметил директор международной платформы  Global Rights of Peaceful People  в своём выступлении.  

Кроме того, на заседании 11 сентября, которое было посвящено свободе слова и СМИ, официалы из Киева признались, что «свобода слова не будет распространяться на государственные СМИ враждебных стран, на СМИ, под видом информации транслирующие пропаганду. А государственная цензура и чёрные списки в стране оправданны и необходимы».  

«Сказать такое на конференции ОБСЕ о давлении на журналистику – это сильно и откровенно. Раздаются жиденькие аплодисменты украинской делегации (возможно, к ним присоединились делегаты стран Балтии), но в целом конференция слушает это новое слово в борьбе за свободу слова с отвисшими челюстями.  

На переадресованный ей вопрос, как остановить преследование журналистов на Украине, представитель Украинского комитета по печати ответила, что она сегодня уже всё сказала, встала и ушла. К концу мероприятия ушли все члены официальной делегации Украины. На заданные им вопросы не ответили. Сказать-то нечего. 

А лучше всех выступают оппозиционные украинские журналисты и СМИ. Приводят такие неопровержимые факты давления на себя, что делегатам официального Киева приходится сидеть, проглотив языки», – написал на своей странице в социальной сети Facebook  политолог Александр Носович, присутствующий на конференции ОБСЕ. 

Выступление журналиста Руслана Коцабы на совещании The Human Dimension Implementation Meeting 2018

Европейские борцы за свободу слова могут говорить сколько угодно красивых слов, а Украина просто повернётся и уйдёт, хлопнув дверью. 

Крымских журналистов лишили права голоса

Но это ещё не всё. Украинская официальная делегация не дала выступить представителю Союза журналистов Крыма Андрею Трофимову. Более того, модераторы конференции отключили микрофоны крымчанам после возмущения украинской стороны, за которую вступились представители Канады и Австрии. «Был отключен микрофон во время моего выступления в связи с тем, что я якобы представляю "несуществующий субъект РФ"», – сообщил генеральный директор крымско-татарского телеканала «Миллет» Эрвин Мусаев. 

«Мы перебили возможность выступить двоим «представителям» Крыма. Первая – это Анжелика Лучинкина, которая является «представительницей» так называемой Общественной палаты Крыма. Как только появилась эта надпись на доске, то мы подняли табличку и заявили о нарушении регламента. Мы сослались на то, что «Республики Крым» не существует. И что такой человек не может принимать участие и использовать площадку ОБСЕ. Второй представитель – это генеральный директор канала «Миллет» который фактически ведёт пропаганду на крымско-татарском языке в Крыму. Он тоже пытался выступить, заявив, что он с «Республики Крым». Мы так же заявили о нарушении регламента», – похвастала первая заместитель министра информационной политики Украины Эмине Джеппар.

Фактически закрыв рот крымским журналистам и общественникам, конференция ОБСЕ обнулила все красивые и правильные слова о свободе слова, произнесённые в Варшаве и дала карт-бланш Украине на дальнейшие репрессии в отношении прессы. Киев отключение микрофонов воспримет буквально, можно в этом не сомневаться. И вдохновившись поддержкой ОБСЕ, и дальше продолжит «отключать микрофоны» всем неугодным власти украинским журналистам.

Российская делегация не оставила ситуацию без ответа: руководству ОБСЕ было указано на недопустимость дискриминации представителей Крыма на конференции. «Мы предупредили руководство БДИПЧ о том, что если подобные инциденты будут происходить далее, то мы оставляем за собой право прервать представителя любой организации, любого представителя гражданского общества, который начнет говорить о якобы аннексии, оккупации Крыма, российской агрессии на юго-востоке Украины» – заявил заместитель директора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека Министерства иностранных дел России Григорий Лукьянцев, сообщает РИА "Новости". По его словам, российская сторона считает «недопустимым использовать трибуну ОБСЕ для того, чтобы ставить под сомнение территориальную целостность государства – участника ОБСЕ, то есть Российской Федерации».

Анатолий Шарий – о конференции The Human Dimension Implementation Meeting 2018

Конференция в Варшаве демонстрирует вырождение международного права: нет никакого смысла говорить о свободе слова, при этом лишая этой свободы крымчан и наблюдая, как украинская делегация хлопает дверью в ответ на вопросы о преследовании прессы. ОБСЕ надо принять реальность: Организация не в состоянии влиять на своего члена, демонстративно нарушающего права человека. Но в чём тогда смысл её деятельности?

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0