Перейти к основному содержанию
Сессия Генеральной Ассамблеи ООН

Что происходит с повесткой дня Генеральной Ассамблеи ООН

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН начались дебаты высокого уровня. В повестке дня самые разнообразные вопросы. Большинство из них находятся на рассмотрении Ассамблеи в постоянном режиме. Обычно повестка дня формируется задолго до начала новой сессии, но на этот раз сделаны попытки внести изменения в повестку перед самым началом сессии, в том числе включая в неё провокационные вопросы. Так, Украина протаскивает в ООН своё «Положение на временно оккупированных территориях Украины».

Об использования ГА ООН в вопросах, которые не удаётся решить в Совете Безопасности

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН начались дебаты высокого уровня. В повестке дня самые разнообразные вопросы. Большинство из них находятся на рассмотрении Ассамблеи в постоянном режиме (обеспечение международного мира и безопасности, разоружение, права человека, деколонизация и др.). Обычно повестка дня формируется задолго до начала новой сессии, но на этот раз сделаны попытки внести изменения в повестку перед самым началом сессии, в том числе включая  в неё провокационные вопросы. 

Так, Украина протаскивает в ООН своё  «Положение на временно оккупированных территориях Украины». В пояснительной записке председателю ГА ООН украинские власти заявили, что ожидают от «мирового сообщества» поддержки в отношении «временной оккупации» территории Украины и планируют проводить свои решения под грифом резолюций ГА ООН. Эта тактика приноси плоды. Так, на 68-й сессии ГА Украине удалось протащить резолюцию № 262 «Территориальная целостность Украины; на 71-й сессии  –   резолюцию № 205 «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе» (там Генеральная Ассамблея ООН «осудила продолжающуюся временную оккупацию указанной части территории Украины» и «подтвердила непризнание ее аннексии»).

Правда, всеобщего одобрения этим резолюциям не было. Резолюция № 262 была принята немногим более чем половиной голосов: за неё проголосовало 100 делегаций; против были 11 делегаций, но здесь важно не количество проголосовавших «против», а количество тех, кто не проголосовал «за», включая воздержавшихся (58) и не принимавших участия в голосовании (24). Дело в том, что западные делегации буквально «выкручивали руки» другим членам ООН. Ещё меньше поддержки получила резолюция № 205: за неё проголосовало 70 делегаций, против – 26, а воздержались и не голосовали соответственно 77 и 20. Таким образом, «успех» Украины на самом деле дутый – её проекты большинством государств-членов ООН не поддержаны! Однако формально резолюции приняты и используются в пропагандистской войне. 

Использования ГА ООН в вопросах, которые не удаётся решить в Совете Безопасности, к сожалению, становится всё более часто используемым оружием. Продолжает свою деятельность незаконный орган, созданный в 2015 году, – так называемый «Беспристрастный и независимый механизм для содействия проведению расследования в отношении лиц, которые несут ответственность за наиболее серьёзные преступления по международному праву, совершённые в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 года, и их судебному преследованию».  Данный орган был создан Генеральной Ассамблеей ООН с прямым нарушением  Устава ООН, запрещающего Ассамблее заниматься вопросами, находящимися на рассмотрении Совета Безопасности (ситуация в Сирии как раз находилась в повестке дня СБ ООН). Резолюция о создании «Механизма» была продавлена западными странами-членами Совбеза, которые не смогли протащить передачу ситуации в Сирии в Международный уголовный суд (Россия неизменно налагала вето на проекты таких резолюций). 

Ещё один вопрос, который попытаются включить в повестку дня открывшейся сессии ГА ООН, – «Ответственность по защите и предупреждение геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности». Данная концепция исходит из того, что защита прав человека юридически обладает приоритетом перед государственным суверенитетом. В большинстве стран мира прекрасно понимают, в чём сущность данной «теории», потому она с трудом получает признание. И руководящие органы ООН, включая руководство её юридической службы, решили продвигать эту «теорию в качестве правовой нормы по частям: мол, начнём с самого беспроигрышного – кто посмеет не поддержать предотвращение геноцида, а там добавим «и другие международные преступления» и концепцию можно будет протащить по кусочкам (по отдельным составам преступлений)…. Для реализации этого замысла  специально создан пост специального советника ООН по предупреждению геноцида, который несколько дней назад призвал Совет Безопасности ООН «не допустить ещё одной трагедии в Сирии». А Генеральный секретарь ООН А. Гуттериш официально называет продвижение теории «ответственности за защиту» одной из своих главных целей!

Создание международных судов и всякого рода «механизмов» – ещё один пример выхода ряда органов ООН за пределы своих полномочий или использования их для провокационной деятельности. Кстати, в этой пропагандисткой войне случаются и самострелы. Напомним недавние резкие заявления советника президента США по национальной безопасности Дж. Болтона о том, что Международный уголовный суд (МУС) представляет собой незаконное и коррумпированное учреждение. А ведь именно США были спонсором проектов резолюций по передаче ситуации в Сирии в МУС. И именно туда США систематически пытаются передавать дела по другим государствам!

С 25 сентября начались главные выступления, так называемые общие прения, в которых выступят 84 главы государств и 44 главы правительств. 26 сентября состоялось созванное председателем Генеральной Ассамблеи пленарное заседание высокого уровня в целях празднования и популяризации Международного дня борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия (этот день был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2013 году). Как известно, в декабре 2016 года Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение о подготовке договора о полной ликвидации ядерного оружия.

В сентябре 2017 года на сайте постпредства РФ при ООН в связи с открытием для подписания Договора о запрещении ядерного оружия был опубликован комментарий: «Россия не может двигаться дальше по пути сокращения ядерных вооружений исключительно на двусторонней основе с США (не говоря о том, что по-прежнему непонятна линия администрации Дональда Трампа по таким вопросам, как будущее Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности). Мы фактически уже вышли на рубеж, за которым соответствующие гипотетические переговоры должны будут носить многосторонний характер. Не учитывать потенциалы всех других государств, обладающих ядерным оружием, в процессе подобных обсуждений больше не получается». 

В МИД России высказались против подписания договора о полном запрете ядерного оружия. По словам директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаила Ульянова, ратификация соглашения не отвечает национальным интересам России и  может привести к нарушению режима Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который вступил в силу в 1970 году.

17 сентября 2018 года российский представитель, выступая в Вене на сессии Совета управляющих МАГАТЭ по вопросу Договора о запрещении ядерного оружия, отметил, что продвижение этого вопроса в рамках МАГАТЭ неуместно, так как ядерное разоружение не упоминается ни в числе задач, ни среди функций МАГАТЭ, перечисленных в Уставе этой организации.

Оцените статью
0.0