Перейти к основному содержанию
Трудовая миграция белорусов в Польшу не прекращается

Deutsche Welle: поток белорусских гастарбайтеров в Польшу стабильно растёт

Deutsche Welle отмечает, что количество полученных белорусами рабочих виз в Польшу увеличилось с 2015 по 2017 год почти в семь раз: с 5 тысяч до более чем 35 тысяч. За последние три-четыре года количество приглашений белорусам от польских работодателей в рамках упрощённого порядка трудоустройства выросло почти в 15 раз: с 4 тысяч в 2014 году до 58 тысяч в 2017-м.

Белорусы для польских работодателей предпочтительнее украинцев

Эксперты прогнозируют рост числа белорусов, желающих найти работу в Польше. И хотя количество граждан Беларуси, уезжающих на заработки к полякам, пока несопоставимо с числом украинских заробитчан, поток белорусских гастарбайтеров стабильно растёт, говорится в статье, опубликованной на сайте немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle («Немецкая волна»). 

«Ещё пять лет назад в белорусских городах объявления о работе в Польше были большой редкостью, сейчас они есть даже в небольших населённых пунктах в восточных регионах Беларуси, и это – тенденция. Кроме того, анализ запросов в поисковых системах в интернете свидетельствует о том, что сейчас работу в Польше белорусы ищут втрое чаще, чем в России, тогда как ещё в 2015 году ситуация была обратной. До начала 2016 года белорусские трудовые мигранты в основном находились на российском рынке труда», – пишет Deutsche Welle

В минском Press Club Belarus в начале октябя состоялась презентация исследования на тему «Миграция между Беларусью и Польшей: тенденции и перспективы». Автор Андрей Елисеев, академический директор варшавского аналитического центра Eurasian States in Transition (EAST), считает, что основными причинами переориентации белорусов с России на Польшу являются девальвация российского рубля и экономический кризис в самой Белоруссии. 

Deutsche Welle отмечает, что количество полученных белорусами рабочих виз в Польшу увеличилось с 2015 по 2017 год почти в семь раз: с 5 тысяч до более чем 35 тысяч.  За последние три-четыре года количество приглашений белорусам от польских работодателей в рамках упрощённого порядка трудоустройства выросло почти в 15 раз: с 4 тысяч в 2014 году до 58 тысяч в 2017-м. 

Что касается долгосрочной миграции, то в последние годы число белорусов, имеющих вид на жительство в Польше, не выросло, но, как сообщил Елисеев, увеличилось количество обладателей «карт поляка» (их более 100000), и у них есть право легально трудоустроиться в Польше. 

Польский аналитик представил портрет белорусского трудового мигранта в Польше: это мужчина в возрасте до 40 лет, который работает в строительстве или на транспорте в Варшаве, Гданьске или Познани и их окрестностях. Женщин среди трудовых мигрантов около 15%.

Deutsche Welle ссылается на наблюдения представителя Фонда имени Стефана Батория Кшиштофа Мрозека, который утверждает, что «на фоне почти двух миллионов трудовых мигрантов с Украины, присутствие белорусов на польском рынке труда не бросается в глаза, а проблемы, связанные с нарушением трудовых прав, возникают у трудовых мигрантов из разных стран». Мрозек уверяет, что никакого враждебного отношения со стороны местного населения белорусы не испытывают и достаточно легко интегрируются в польское общество, о чём свидетельствуют не только польские СМИ, но и рассказы его знакомых – белорусов, работающих в Польше.  

Польские эксперты прогнозируют рост как краткосрочной, так и долгосрочной трудовой миграции белорусов в Польшу. Причём последствия от этих миграций для самой Белоруссии отличаются. 

«В первом случае последствия скорее положительные: снижается социальная напряжённость, так как в ряде регионов Беларуси есть проблемы с трудоустройством. Кроме того, заработанные трудовыми мигрантами деньги в два-три раза уменьшают количество домохозяйств в Беларуси, живущих за чертой бедности. 

Последствия долгосрочной трудовой миграции, по оценке Андрея Елисеева, скорее негативные. В Польше сейчас учатся уже более 5000 белорусских студентов, польские университеты становятся год от года популярнее среди белорусской молодёжи. Таким образом, высококвалифицированные белорусы – и те, кто ещё учится, и те, кто уже уехал и успешно поднимается по карьерной лестнице в Польше, вряд ли вернутся».

У Беларуси общая граница с Польшей и легко преодолимый языковой барьер. А вот идеологических разногласий, как с украинцами, нет и не было, пишет Deutsche Welle.

Так что для польских работодателей трудолюбивые и спокойные белорусы, не склонные к политическим акциям, куда более желаннее, чем украинцы, кроме своих рабочих рук привозящие в Польшу бандеровщину и майданные настроения. С другой стороны, белорусские трудовые мигранты и студенты, получающие образование в польских вузах, способствуют усилению влияния Запада на Беларусь через Польшу.

За день в социальной сети «ВКонтакте» появляются десятки объявлений для белорусских граждан о вакансиях в Польше: требуются изготовители жалюзей, разнорабочие, каменщики с опытом работы, сортировщики почтовых посылок весом от 5 до 50 кг, рабочие на завод по производству автокресел, водители автокаров, сантехники по сборке гидроустановок в частных домах, кондитеры, повара, литейщики и сварщики, токари и автомеханики, электрики и фрезеровщики, швеи и упаковщики, мясники и мойщики фур, дорожные строители и слесари, изготовители рождественских украшений и пластиковой мебели. Зарплаты в сравнении с европейскими невысокие, работа, как правило, тяжёлая. Но тем не менее у белорусских гастарбайтеров есть все шансы составить конкуренцию украинским: они готовы работать больше и за меньшие деньги.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0