Перейти к основному содержанию
Украина и НАТО

Североатлантический альянс может не оформлять отношения с Украиной – «она и так согласна»

После февральского государственного переворота 2014 года Украина осталась один на один с западными партнёрами, не склонными к играм в благотворительность. Ситуация изменилась настолько, что формальное членство Украины в НАТО стало излишним – для Вашингтона это хлопотное и неудобное дело. Практически всё, что США хотели получить от Украины как от члена НАТО, они получили. А отсутствие Украины в альянсе создаёт для Вашингтона дополнительное удобство: администрацию США такое положение вещей ни к чему не обязывает.

Украина один на один с западными партнёрами, не склонными к играм в благотворительность

Год назад накануне очередной годовщины «революции гидности» на форуме в Галифаксе по международной безопасности генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что двери организации открыты для всех, но… Есть страны, например Грузия или Украина, которые пока не готовы – не отвечают требованиям борьбы с коррупцией, верховенства права и т. п. И чтобы никто не подумал, что по вопросу о расширении альянса в Вашингтоне и Брюсселе учитывают позицию России, Столтенберг сказал, что решение не пускать Украину и Грузию в НАТО не зависит от мнения РФ. И в интервью Le Figaro убеждал, что «ни в коем случае Россия не имеет и не будет иметь права блокировать этот процесс». Дескать, «не НАТО расширяется на восток, а восточные страны приходят в НАТО».

Майк Помпео на встрече в апреле 2018 г. в Брюсселе министров иностранных дел стран-участниц НАТО на вопросы журналистов о перспективах Украины вступить в альянс тоже отвечал уклончиво. Мол, «предстоит сделать много работы на пути к этому». Из слов Помпео было ясно, что путь очень длинный.

Всё выглядит так, что Киев хочет, а НАТО не может. «Революция гидности» насчитывает уже пять лет, но «что-то ничего в волнах не видно». До 2013 г. население Украины возражало против присоединения страны к НАТО. По результатам исследования, проведённого Институтом социологии НАН Украины в 2008 г., 45,4% опрошенных высказались против вступления их страны в альянс. Противоположной точки зрения придерживались 34,1%. Четверть опрошенных ответить не смогла. В декабре 2017 г., по данным аналогичного опроса социологической группы «Рейтинг», картина полностью изменилась: 43% поддержали идею вступления Украины в альянс, 34% высказались против. И почти четверть опрошенных опять не ответила ничего (такое постоянство колеблющейся массы говорит о многом).

Однако концы с концами не сходятся. Так, в 2008 г. посол Германии на Украине Рейгард Шеферс прямым текстом объяснил: «Нельзя говорить о членстве в альянсе страны, большинство населения которой против участия в этой системе коллективной безопасности». О том же говорил и тогдашний генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Однако дело не в населении Украины. Дело в том, что для принятия альянсом решения о приёме в состав НАТО Украины голосование должно быть единогласным – действует принцип консенсуса. И если страну победившего Майдана уже много лет не хотят принимать в Североатлантический альянс, значит, есть государства-члены альянса, не желающие видеть там Украину. Кто бы это мог быть?

Вспомним тезис о том, что Россия якобы нарушила Будапештский меморандум и посягнула на территориальную целостность Украины. Только в том меморандуме 1994 года Украина заявляла о себе как о нейтральном государстве. Так написано и в Декларации о государственном суверенитете Украины (1990 г.): «Украинская ССР торжественно провозглашает о своём намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трёх неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия». На основе этой Декларации и появился в 1991 г. Акт провозглашения независимости Украины. Кроме того, статья 6 расторгнутого ныне Договора о дружбе и сотрудничестве Украины с Россией гласила, что стороны воздерживаются от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против партнёра, и обязуются не заключать с третьими странами каких-либо договоров, также направленных против другой стороны.

Тем не менее 8 июля 2002 г. президент Украины Л. Кучма утвердил разработанную СНБО «Стратегию Украины относительно Организации Североатлантического договора (НАТО)». В 2003 г. Верховная рада приняла закон «Об основах национальной безопасности Украины», где говорилось об обеспечении «полноправного участия Украины в общеевропейской и региональной системах коллективной безопасности, приобретения членства в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора…». До государственного переворота оставался ещё десяток лет… А в утверждённой тем же Кучмой «Военной доктрине Украины» 2004 года записали: «Проведение политики евроатлантической интеграции, конечной целью которой является вступление в НАТО…» От нейтралитета Украины к тому времени уже не было и следа.

После «оранжевой революции» следующий украинский президент В. Ющенко трубил о вступлении Украины в НАТО на каждом углу. Разрабатывалась государственная программа переориентации украинского ВПК на стандарты НАТО. Началась серьёзная промывка мозгов. На радио и ТВ запустили агитационные ролики, заработали круглые столы, конференции, симпозиумы на тему «Как хорошо в НАТО!», даже коммерческая реклама начиналась с агитации за альянс. Ложь лилась потоками: людей уверяли, что расходы на оборону сократятся, что больше средств будет уходить на социальные программы, что на Украину хлынут инвестиции, что демократия укрепится, Запад закупит украинское оружие, а сама Украина станет влиять на политику НАТО. Кто-то даже брякнул, что будь Украина в альянсе в 1999 году, не было бы трагедии Югославии. Ну и, конечно, вступление в НАТО оградило бы Украину от чьих бы то ни было территориальных притязаний. Никто, однако, не рассказывал, что странам-членам НАТО нужно отдавать 2% от ВВП на нужды альянса, тогда как военные расходы Украины в 2008 г. составляли 1,05% от ВВП. То есть с вступлением в НАТО от Украины стали бы требовать удвоить её военные расходы!

Виктор Ющенко едва не втянул Украину в вооружённый российско-грузинский конфликт, демонстративно выступив на стороне Саакашвили и поддержав Грузию оружием. Стоит напомнить и об «Обращении трёх», когда в 2008 г. американский сенатор Р. Лугар рассказал, как В. Ющенко, Ю. Тимошенко и А. Яценюк тайно от всех на Украине обратились к руководству НАТО с просьбой принять на Бухарестском саммите альянса (2008) решение о присоединении Украины к ПДЧ – Плану действий относительно членства в НАТО.

Активисты «евроатлантической интеграции» Украины задание выполнили: Россию провозгласили агрессором, чуть ли не половину народа уговорили (если верить социологической группе «Рейтинг»). И если Украину всё равно в НАТО не принимают, значит, причина не в народе. И не в коррупции: на Западе знают, что украинскую коррупцию не победить. Так в чём причина?

В 1996 г. обе палаты Конгресса США приняли согласованную резолюцию №120 «В поддержку независимости Украины». В резолюции, говорилось о необходимости для Украины сделать приоритетом демонтаж оставшихся социалистических секторов экономики путём ускоренной приватизации и установления рыночных отношений. Правительству Украины было рекомендовано продолжать действия по защите суверенитета путём противостояния любым организациям, которые так или иначе могли бы содействовать новому объединению государств бывшего СССР. Вот и объяснение: США отвели Украине роль главного барьера на пути интеграции бывших советских республик. Ради этого вкладывали в постсоветскую Украину деньги, ради этого был совершён февральский государственный переворот 2014 года.

А в Североатлантическом альянсе тем временем продолжались споры о том, кто и сколько должен вносить в общую кассу. Сейчас до 70% бюджета НАТО обеспечивают США, но Трамп требует от союзников повышения расходов; он даже предлагал «сойтись» на 4% ВВП от каждого участника военного блока, что уж никак не может найти поддержки в Европе. В этих условиях взваливать себе на шею ещё и Украину не нужно совсем. Тем более, как говорится, «она и так согласна».

Пентагон располагает сейчас на Украине очень широкими возможностями. При поддержке США 15 июня 2010 года в Одессе был открыт биологический центр, где ведутся работы со штаммами, которые используются при создании биологического оружия. Только за 2013 год, то есть при «пророссийском» В. Януковиче, биолаборатории Пентагона были открыты в Виннице, Тернополе, Ужгороде, Киеве, Днепропетровске, Симферополе, Херсоне, Львове (в этом городе – сразу три лаборатории!), Луганске…

Украина осталась один на один с западными партнёрами, не склонными к играм в благотворительность. А после переворота ситуация изменилась настолько, что формальное членство Украины в НАТО стало излишним – для Вашингтона это хлопотное и неудобное дело. Практически всё, что США хотели получить от Украины как от члена НАТО, они получили. А отсутствие Украины в альянсе создаёт для Вашингтона дополнительное удобство: администрацию США такое положение вещей ни к чему не обязывает.

Оцените статью
0.0