Перейти к основному содержанию
С 3 по 15 декабря в польском городе Катовице проходила 24-я международная конференция по Климатической конвенции ООН.

США и Россия отказались одобрить доклад Межправительственного бюро по изменению климата

С 3 по 15 декабря в польском городе Катовице проходила 24-я Международная конференция по Климатической конвенции ООН. Участники рассматривали вопрос, как перейти от решений Парижской конференции по климату 2015 года к их практическому выполнению. Однако решения конференции свелись к банальности: договорились лишь о том, чтобы «друг друга уважать и соблюдать договорённости».

Решения конференции в Катовице по Климатической конвенции ООН свелись к банальности

С 3 по 15 декабря в польском городе Катовице проходила 24-я Международная конференция по Климатической конвенции ООН. Участники рассматривали вопрос, как перейти от решений Парижской конференции по климату 2015 года к их практическому выполнению. 

В прежние условия борьбы с потеплением климата внесена важная поправка: если в Париже речь шла об остановке потепления климата на уровне до 2 градусов по Цельсию, то теперь учёные бьют тревогу и требуют не допускать повышения даже до 1,5 градуса. Иначе уже к 2030 году планету захлестнут природные катастрофы. Об этом говорится в докладе Межправительственного бюро по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC). Доклад оперирует факторами динамики потепления, где на первом месте стоят промышленные выбросы в атмосферу и вырубка лесов, поглощающих углекислый газ. 

Как заметила ведущий эксперт Камилла Борн (Camilla Born) из Лондонского института по климатической дипломатии, «доклад тревожный, но он не указывает, что нужно делать». Группа стран-участниц конференции в Катовице, включая США, Россию, Саудовскую Аравию, Кувейт, отказались одобрить доклад и лишь приняли его к сведению. 

Тем не менее председатель конференции, госсекретарь Министерства энергетики Польши Михал Куртыка заявил, что «принятые решения являются 1000 маленьких шагов вперед». В свою очередь, комиссар по климату Евросоюза Ариас Мигель Каньете (Miguel Arias Canete) отметил, что страны, которые не подадут отчётов о принимаемых ими мерах, сдерживающих потепление климата, будут подвергаться давлению.

Меры, о которых идёт речь, не предусматривают штрафных санкций. Всё основывается на добровольном согласии и групповом увещевании несогласных. Однако «принцип убеждения», с которым легко согласились участники, вызывает серьёзные сомнения. Ведь разным государствам потребуется принимать совсем не одинаковые меры для сокращения эмиссии их промышленными предприятиями вредных газов. Доли ведущих государств-создателей «парникового эффекта» выглядят следующим образом:

Для того чтобы эффект сдерживания потепления климата себя проявил, самые значительные усилия нужно приложить Китаю (в первую очередь), Соединённым Штатам и Индии. Это потребует крутой переориентации их экономики на новые виды энергетики, однако ни КНР, ни США, ни Индия не готовы к масштабному переходу на альтернативные источники энергии. А президент США заявил о выходе из Парижского соглашения и намерении искать «более справедливые решения». Что это означает, не ясно.

В Польше, которая делает усилия, чтобы встать в первый ряд защитников климата, нет планов отказа от каменного угля в энергетике. Президент Анджей Дуда заявил на конференции, что «использование угля не противоречит защите климата». В 2017 году 48,2% электроэнергии в Польше производилось на угольных ТЭС. А по сообщению председателя верховной контрольной палаты Сейма Кшиштофа Квятковски, среди всех стран-членов ЕС в Польше качество воздуха наихудшее: из 50 городов Европы с самым загрязнённым воздухом 36 городов находятся в Польше. «Мы имеем право на энергетический суверенитет», – заявил тем не менее Анджей Дуда. Так что с увещеваниями будет сложно. 

Никуда не делся затянувшийся спор между Польшей и Германией о том, кто из них является «большим загрязнителем». Хоть поляки и жгут больше всех угля, на Германию приходится 21,1% эмиссии углекислого газа в Евросоюзе, тогда как на Польшу – 8,97%. Однако немецкая пропаганда делает из Польши крупнейшего загрязнителя Европы.

«За 10 лет с тех пор, как я в последний раз побывал на этой конференции, я не заметил никаких перемен. Мы используем все тот же древний язык динозавров. Мы говорим все те же старые слова. Мы делаем те же нудные выводы», – заявил бывший президент Мальдивской Республики Мохамед Нашид, представлявший свою страну на конференции в Катовице.

«Мы договорились здесь о более честной торговле углем, а не о конвенции по защите климата, – сказал в Катовице Mohamed Adow из организации Christian Aid. – Мы не производим впечатления, что всерьез воспринимаем то, что нам говорит наука. Послание не дошло. Если люди думают, что пакет принятых правил поможет направить мир на новый путь, то они ошибаются».

Конференция, на которой договорились лишь о том, чтобы «друг друга уважать и соблюдать договоренности», не наметила реальных путей решения существующих проблем. И символичной стала инициатива шведских школьников во главе с 15-летней Гретой Тунберг ( Greta Thunberg), организовавших забастовки и ежедневные пресс-конференции в школах Швеции с целью разоблачения решений Катовице как банальности. «Мы не можем выйти из кризиса, не занимаясь кризисом», – заявляют эти ребята.

Оцените статью
0.0