Перейти к основному содержанию
102 база в Гюмри

Кому выгодно поднимать вопрос вывода российской военной базы из Армении

25 декабря в центре Еревана, у здания посольства Российской Федерации, одновременно проходили два митинга: одни граждане требовали поднять вопрос о выводе с территории Армении российских войск, другие выступали в поддержку военного присутствия РФ в стране.

Преступление в Гюмри пытаются политизировать

25 декабря в центре Еревана, у здания посольства Российской Федерации, одновременно проходили два митинга: одни граждане требовали поднять вопрос о выводе с территории Армении российских войск, другие выступали в поддержку военного присутствия РФ в стране.

«Российская военная база из-за неконтролируемого и преступного поведения своих военнослужащих в последние годы превратилась из гаранта безопасности Армении в угрожающий, террористический фактор для местного мирного населения», – говорится в письме российскому послу в Армении, озвученном на первом митинге. Поводом к протесту стала смерть жительницы Гюмри 57-летней Джульетты Гукасян, – её жестоко избил 2 декабря предположительно 23-летний водитель-контрактник.

«В прессе и армянском обществе вновь усилились антироссийские настроения, звучат резкие и необоснованные обвинения в адрес стратегического союзника Армении номер один. В частности, силы, обслуживающие интересы Запада, пытаются использовать происшедший на бытовой почве трагический и странный инцидент для того, чтобы попытаться в очередной раз вбить клин в вековую дружбу армянского и русского народов и дестабилизировать ситуацию в республике», – в пику противникам военной базы РФ в Гюмри заявили на параллельном митинге, организованном коммунистами.

«Это, естественно, страшное преступление, и хочу еще раз выразить самое глубокое и искреннее сочувствие родным и близким женщины, которая погибла. Разумеется, это преступление должно быть расследовано и преступник должен понести наказание. Но на наш взгляд, недопустимо политизировать это дело. Думаю, что политизация не будет способствовать ни объективности, ни эффективности следствия. Давайте не будем ему мешать», – заявил, в свою очередь, посол России в Армении Сергей Копырин.  

11 декабря преступник был задержан и обвинён в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего. Он содержится под стражей на территории российской военной базы.

Разумеется, трагедия всколыхнула Армению и заставила её жителей вспомнить инциденты в Гюмри, связанные с российскими военнослужащими, в том числе расстрел семьи Аветисян в январе 2015 года. Убийца был приговорён к пожизненному заключению и отбывает наказание в России.

Зарегистрированное в США интернет-издание Armenian Report уже воспользовалось ситуацией и оперативно опубликовало комментарий под названием «База смерти», призывая Никола Пашиняна потребовать от Москвы выдворения из страны «русских оккупантов».

«Однако жители Гюмри и граждане Армении вполне чётко отделяют деяния преступников в военной форме от российского военного присутствия в Армении, в начале 1990-х годов ставшего важным фактором сдерживания соседней Турции, рвавшейся на помощь терпевшему поражения в Карабахе «братскому» Азербайджану. Согласно большинству опросов, до 80% жителей Ширакской области выступают за сохранение 102-й базы, и вряд ли по всей стране ситуация иная. Наряду с созданной после 2008 года инфраструктурой в Абхазии и Южной Осетии, российские объекты в Армении – ключевой элемент обеспечения безопасности в Кавказском регионе, в том числе с точки зрения противодействия угрозам ракетного нападения. Как напоминает генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц, российская военная группировка в Армении (помимо 102-й базы, это авиационное крыло, совмещённый пункт управления ПВО и пограничники) формировалась в середине 1990-х годов, будучи предназначенной «для обеспечения безопасности Российской Федерации на внешних границах СНГ», а также безопасности Армении во взаимодействии с её Вооружёнными Силами. Возможный уход российских военных из Армении открывает широкое поле для действий азербайджано-турецкого тандема, оказывающего на Армению и Нагорно-Карабахскую Республику давление сразу по нескольким направлениям (карабахское, казах-иджеванское, нахичеванское). Кроме того, в последние месяцы значительно увеличилось количество попыток нарушения армяно-турецкой границы с турецкой стороны, что вряд ли носит случайный характер», – комментирует события в Армении научный сотрудник Центра изучения Кавказа института Востоковедения РАН Андрей Арешев.

По мнению эксперта, сейчас и в Армении, и в России активизировались определённые силы, которые пытаются навязать дискуссию о ненужности и бесполезности российского военного присутствия в Армении. 

Член Экспертного совета «Офицеров России» Александр Перенджиев уверен, что российско-армянские отношения в последнее время проходят проверку на прочность. «Очевидно, как рады были бы уходу российских военных из Гюмри не только соседи Армении – Азербайджан и Турция, но и Запад – разрыв российско-армянских отношений приветствовали бы горячо на Украине, на Западе и в США», – говорит он.

«Высказываются «мягкие» предположения о том, что отделённая от «материка» враждебной Грузией база может стать заложницей внутриполитических изменений в Армении. Здесь, конечно, имеется в виду «бархатная передача власти» в Армении, а также явные подвижки (по крайней мере, по мнению некоторых наблюдателей) в урегулировании нагорно-карабахского конфликта на преимущественных условиях официального Баку с передачей ему на первом этапе части «пояса безопасности» по периметру административных границ бывшей НКАО. Недавно глава азербайджанской дипломатии Эльмар Мамедъяров заявил о достижении, впервые за долгое время, взаимопонимания с армянским коллегой Зограбом Мнацаканяном. Если это не блеф и Ереван действительно идёт на уступки, то на каком-то этапе вновь возникнет вопрос о нормализации армяно-турецких отношений и открытии границы между двумя странами, что не может не трансформировать российское военное присутствие в регионе – его общий смысл, долгосрочные цели и оперативно-тактические задачи. Скорее всего, именно такой или схожий сценарий имел в виду пока ещё советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, возражающий против тезиса о «незаменимости России для безопасности Армении» и указывающий на некие альтернативы, позволяющие армянскому руководству диверсифицировать свою политику в сфере безопасности в сторону уменьшения зависимости от Москвы», – считает Андрей Арешев.

Что касается позиции власти, и. о. премьер-министра Армении Никол Пашинян заявил о том, что связывать нынешний случай в Гюмри с расстрелом семьи Аветисян недопустимо: «Тогда надо было убедиться, что проводится комплексное расследование. До сих пор родные семьи Аветисян сомневаются в том, что дело было расследовано до конца, и его содержание на базе в этом контексте имело особое значение. Сегодня нет такой ситуации. Наша задача – полностью раскрыть дело…» Он говорит, что в преступлении не стоит искать политическую подоплеку, также нельзя требовать пересмотра условий пребывания российской 102-й военной базы в Гюмри. Содержание избившего женщину российского военнослужащего на базе Пашинян объясняет тем, что задержали преступника не армянские силовики. По его словам, место ареста обвиняемого не имеет значения для хода следствия. Однако юристы Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской инициативы требуют перевода россиянина в уголовно-исправительное учреждение под юрисдикцией Армении, соответствующее ходатайство уже направлено следователю, который ведёт дело.

По материалам экспертного ресурса «Кавказский геополитический клуб»

Оцените статью
0.0