Перейти к основному содержанию
Почтамт в Харькове

Nowa Europa Wschodnia: «декоммунизация» на Украине добралась и до советской архитектуры

Польский журнал Nowa Europa Wschodnia, посвящённый проблематике Восточной Европы, опубликовал интервью с урбанистом и исследователем архитектуры Кубой Снопеком (Kuba Snopek), который рассказал о том, как процесс «декоммунизации» на Украине влияет на архитектуру.

Польский урбанист предлагает «рекоммунизацию»

Польский журнал Nowa Europa Wschodnia, посвящённый проблематике Восточной Европы, опубликовал интервью с урбанистом и исследователем архитектуры Кубой Снопеком (Kuba Snopek), который рассказал о том, как процесс «декоммунизации» на Украине влияет на архитектуру. 

«На Украине идёт процесс декоммунизации, затрагивающий, в том числе, архитектуру и городское пространство. Это сейчас там основное явление, характерное для подхода к коммунистическому наследию. На мой взгляд, вернее было бы говорить о десталинизации, поскольку объектом критики становится именно политика сталинской эпохи, которая приобретала и свою архитектурную форму», – считает поляк.  

Урбанист Снопек не может понять, для чего необходимо, например, «декоммунизировать» Крещатик. По его мнению, «иконоборчество – это самая простая форма дискуссии с прошлым, но не самая удачная».  

При этом Куба Снопек вполне одобряет снос памятников Ленину по всей Украине, однако считает, что с памятниками архитектуры так же поступать нельзя. Старые архитектурные сооружения советских времён нужно не сносить, а… переделывать, уверен «прогрессивный» архитектор, при этом он видит огромное поле деятельности для себя в этой стране. 

«На Украине первая волна сноса памятников Ленину была совершенно понятным явлением, эти действия никто не осуждает, но для архитектуры нужны другие решения. Я выступил инициатором проекта «Сцена» в Днепре, бывшем Днепропетровске, предложив провести в одном из парков ревитализацию места, на котором находился раньше амфитеатр сталинских времён. Театр как род драматического искусства с 1930-х годов сильно изменился, с тех пор границы между публикой и актёрами стёрлись, появились абстрактные театральные формы. Сталинский театр был очень простым. Мы же решили создать структуру, которая будет не театром, а неким условным образованием, местом, где каждый может поставить собственный спектакль», – увлечённо рассказывает он о своём творческом дебюте на Украине.

«Зелёный театр» в Днепропетровске, который Снопек называет «очень простым»

При этом он признаёт, что, конечно, «новая модель резко контрастирует с той структурой, которая была на этом месте раньше». Зато проект вошёл в число финалистов Европейского конкурса на лучшее городское общественное пространство, он номинирован на премию Ludwig Mies van der Rohe  –  престижную европейскую архитектурную награду. Снопек уверен, что он показал хороший пример того, «как можно вести дискуссию с прошлым». И надеется, что Украина и дальше «пойдёт по пути переосмысления советских архитектурных форм». 

А вот как выглядит «переосмысление» советской архитектуры

Сейчас Снопек занимается «переосмыслением» советской архитектуры в Харькове на базе Архитектурного института, пытаясь вместе со студентами первого курса «переосмыслить» здание харьковского почтамта, которому уже исполнилось сто лет. 

«Это потрясающее строение в авангардистском стиле», – восхищается архитектор. Тем интереснее его будет «переосмыслить». Логика Снопека поражает своей простотой: поскольку почта сегодня не та, что была сто лет назад, изменились технологические и логистические процессы «и ни один из исходных элементов не работает в наши дни так, как сто лет назад», следовательно, и здание почты нужно изменить. И это будет коллективный проект… первокурсников, хотя и во главе с именитым архитектором.  

«На Украине есть неограниченные возможности для ведения диалога с формами из прошлого, хотя бы потому, что это очень неоднородная страна. Большие украинские города сильно отличаются друг от друга, каждый из них представляет какое-то иное качество», – Снопек видит огромный «фронт работ» на ближайшие годы. По его словам, после майдана на Украине появилось «множество инициатив и свежих идей», что его очень вдохновляет.   

Снопек желает «организовать пространство» харьковского главпочтамта

… Когда-то жители Украины иронизировали по поводу «декоммунизации»: дескать, если уж ломать, то не только памятники Ленину, но и всё, что построено при СССР. Оказалось, что это вовсе не ирония: после памятников пришла очередь советских сооружений, которые европейские деятели предлагают «переосмысливать». В случае с «Зелёным театром» в Днепропетровске проще: грандиозное сооружение под открытым небом просто не сохранилось – оно было сожжено ещё во время Великой Отечественной войны. И не восстановлено. О детище местных архитекторов – Генриха Львовича Швецко-Винецкого и Владимира Фёдоровича Ковалевича – напоминают разве что историки, рассказывающие о том, что «Зелёный театр» вмещал до 3000 человек, к нему вела одна из центральных аллей парка имени Шевченко. Снопек вместе с украинскими «культ-активистами» сумел предложить Днепру незатейливое деревянное строение и сено с пеньками вместо сидений для зрителей. Временное сооружение, не претендующее на след в истории. Что-то вроде аналога советских «агитплощадок», которые были практически в каждом квартале и считались совершенно обычными «локациями» при СССР.

Что сделают харьковские студенты под руководством Кубы Снопека с местным почтамтом, представить сложно: год назад поляка вдохновили «километры коридоров, подиумов, лестниц и лифтов», которые ему предстоит «переосмыслить».

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0