Перейти к основному содержанию
Европейский Союз, Македония, НАТО

Поглощение Балкан Североатлантическим альянсом продолжается

К греко-македонскому спору вокруг названия «Македония» можно относиться по-разному. Кто-то считает такой спор националистическим анахронизмом. Кто-то говорит, что притязания вчерашних болгар на самоназвание «македонцы» исторически не обосновано, а опасения греков, что их соседи пойдут отвоевывать Эгейскую Македонию, находящуюся в составе Греции, – абсурд. Обе стороны идут на принцип, но принцип этот входит в противоречие с планом включения всего Балканского полуострова в зону ответственности блока НАТО.

Преспанское соглашение: в НАТО вталкивают Македонию

Ни всенародный референдум в Македонии, ни массовые уличные акции в Греции, одна из которых в начале года в Афинах собрала полмиллиона участников, не помогли. Несостоявшийся референдум за переименование страны в Северную Македонию (проголосовать пришли только 36,9% населения) власти в Скопье проигнорировали. А протесты в Афинах греческие власти залили газом и забили дубинками. Ассоциация химиков Греции даже выступила с обращением к премьеру Алексису Ципрасу, предупредив, что использованный при разгоне демонстрантов цианоуглерод признан нелетальным оружием, поражающим лёгкие, сердце и печень, он особенно опасен для детей и стариков. А стариков, как и детей во время разгона 20 января акции «Македония – это Греция» пострадало немало. Греческие сети облетела фотография бывшего премьер-министра Антониса Самараса, несущего в импровизированный пункт помощи для пострадавших от газа двух детей – мальчика и девочку...

Голосования по Преспанскому соглашению в парламентах обеих стран выглядели затейливо. Так, в Македонии премьер Зоран Заев и его Социал-демократический союз Македонии (СДСМ) благодаря коалиции с албанскими партиями имеют возможность проводить любые законодательные инициативы, даже самые непопулярные. Например, о придании албанскому языку официального статуса. Или о переименовании страны в Северную Македонию. По последнему законопроекту, вызвавшему бурные протесты по всей стране, голосовали трижды, вымучивая согласие депутатов на переименование. Члены фракции партии ВМРО-ДПМНЕ (Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за народное единство), выступавшие против переименования, не желая участвовать в этом спектакле, не пришли на последнее заседание. Однако несколько членов партии проголосовали «за». Их исключили из фракции, но с ними тут же встретились послы Великобритании, Германии и Нидерландов, которые выразили поддержку перебежчикам, а те пообещали «бороться за интеграцию Македонии в ЕС и НАТО».

В Греции более ста уличных активистов подверглись задержанию, более сорока человек были заключены под стражу. В парламенте бурные дебаты продолжались пять дней. Эмоции кипели, оппоненты правящей партии СИРИЗА не стеснялись называть голосовавших за Преспанское соглашение «предателями», а Алексис Ципрас убаюкивал парламентариев витиеватыми фразами: «Северная Македония становится другом и союзником, Греция возвращает себе наследие древнегреческой Македонии, мы не передаем им язык, потому как Аристотель обучал Александра Македонского на греческом, и национальность не передаем, потому что живущие в Северной Греции жители Македонии – греки»... За ратификацию Преспанского соглашения проголосовали 153 депутата из 300. 

В Македонии лидер ВМРО-ДПМНЕ Христиан Микоски потребовал отставки правительства Заева, роспуска парламента и досрочных выборов, но ему жёстко ответили заявлением СДСМ о том, что на очереди – вступление страны в ЕС и НАТО, привлечение иностранных инвестиций, рост зарплат, поэтому правительству не до отставок, а вот самому Микоски, «действующему в интересах антизападных сил», пора подумать об отставке с поста руководителя своей партии... 

В Греции ситуация не настолько очевидна: лидер оппозиционной «Новой демократии» Кириакос Мицотакис заявил, что не откажется от права вето на вступление Северной Македонии в ЕС, которым располагает Греция. Согласно последним социологическим опросам, «Новая демократия» сейчас опережает правящую СИРИЗА на 10,5%; по македонскому вопросу с «Новой демократией» солидарны коммунисты, ультраправые и центристы. Против переименования соседней страны в Северную Македонию выступила Церковь. Двадцать два епископа Элладской Церкви выразили протест против Преспанского соглашения, а относящийся к Константинопольскому патриархату Священный Кинот Афона призвал провести всенародный референдум по данному вопросу; результаты такого референдума можно предсказать: по данным греческого социологического агентства Pulse RC, 62% населения Греции выступает против Преспанского соглашения....

К греко-македонскому спору вокруг названия «Македония» можно относиться по-разному. Кто-то считает такой спор националистическим анахронизмом. Кто-то говорит, что притязания вчерашних болгар на самоназвание «македонцы» исторически не обосновано, а опасения греков, что их соседи пойдут отвоевывать Эгейскую Македонию, находящуюся в составе Греции, – абсурд. Обе стороны идут на принцип, но принцип этот входит в противоречие с планом включения всего Балканского полуострова в зону ответственности НАТО. 

«Я приветствую ратификацию в греческом парламенте Преспанского соглашения, которое внесло важный вклад в стабильность и процветание всего региона, – написал в «Твиттере» генсек НАТО Йенс Столтенберг. – Я с нетерпением жду будущего присоединения Республики Северная Македония к НАТО».

«У них было воображение, они рисковали, они были готовы пожертвовать своими собственными интересами ради общего блага. Зоран, Алексис – молодцы!» – сделал жизнерадостную запись в «Твиттере» председатель Европейского совета Дональд Туск. 

А молодец Зоран на Всемирном экономическом форуме в Давосе встретился с Джорджем Соросом, и финансовый спекулянт оценил «вступление Македонии в НАТО и в Европейский союз как ключевые шаги для обеспечения стабильности и безопасности в регионе».

Отыграть ситуацию назад и в Греции, и в Македонии будет практически невозможно. А «хозяева игры» сосредоточатся на решении своей последней задачи на Балканах – «интеграции» в НАТО Республики Сербской в Боснии и Герцеговине и самой Сербии. Тем более что президент Сербии А. Вучич, недавно принимавший В. Путина в Белграде, в очередной раз продемонстрировал чудеса дипломатической гибкости и присоединился к Столтенбергу, «приветствовав» ратификацию Преспанского соглашения...

Оцените статью
0.0