Река Кальчик

У Киева уже готов «крымский сценарий» для ДНР

Франция кредитует строительство новых водозаборов, отрезающих Мариуполь от мятежного Донбасса

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Питьевая вода всегда была одной из главных проблем Донбасса и Приазовья. При этом о качестве питьевой воды вспоминали в последнюю очередь – главное, чтобы она просто была.  

Ещё до начала вооружённого конфликта на востоке Украины существовала проблема крайней изношенности всей водной инфраструктуры, которую которую независимая держава не обновляла – пользовалась советским наследием.

А с 2014 года к этой проблеме добавилась ещё одна – война. 

В Мариуполь вода поступает из Северского Донца по каналу, несколько раз пересекающему линию разграничения. И канал, и фильтровальная станция находятся практически на линии фронта и часто попадают под артиллерийские обстрелы. У Мариуполя на этот случай есть запасной вариант – Старокрымское водохранилище, но это именно временный вариант – водохранилище небольшое, полумиллионный город «выпьет» его за несколько месяцев.  

Мариупольцы уже давно не пьют воду из-под крана – системы очистки воды работают со времён Советского Союза и оставляют желать лучшего. Вода же в Донбассе не просто жёсткая, но и загрязнена шахтными водами. Ни у Киева, ни тем более у  Мариуполя нет средств, чтобы решить эту давнюю проблему. 

Зато такие средства и возможности нашлись у Франции, которая в рамках реализации плана по восстановлению инфраструктуры Донбасса даёт Мариуполю кредит на €64 млн.  

«Правительства Украины и Французской Республики подписали Рамочный договор об официальной поддержке проекта по снабжению питьевой воды в Мариуполе. Он решит вопрос безопасного и качественного обеспечения водой полумиллионного города. Государство выступило гарантом реализации проекта. Соглашение предусматривает выделение правительством Франции 64 млн евро на поддержку инвестиционного проекта с участием Мариупольского городского совета. Этот проект является пилотным для всей Украины», – сообщает официальный сайт городского совета Мариуполя. 

Франция даёт кредит сроком на 30 лет с 10-летним льготным периодом и по ставке 0,08% годовых. На эти деньги в Мариуполе будут построены фильтровальные станции, водозаборы, обновлены устаревшие сети, а также появятся новые формы управления водными ресурсами города.  

Министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц Вадим Черныш считает, что первые результаты совместного проекта можно будет увидеть через пять лет, а градоначальник Мариуполя Вадим Бойченко настроен более оптимистично и рассчитывает, что уже через три года мариупольцы получат более качественную питьевую воду.  

Хотя мэр Мариуполя и заявляет, что «мы получаем достаточно лёгкое и быстрое финансирование», однако отдавать деньги всё равно придётся. Впрочем, через десятилетку неизвестно,  где будет не только сам Бойченко, но и весь Мариуполь.  

Сегодня об этом пока не думают, а просто радуются привалившей сказочной удаче. 

А у «патриотов» Украины новая радость – они уже предвкушают, как отключат воду Донецкой народной республике. Ведь до сих пор с Донецком не поступили по «крымскому сценарию» лишь потому, что в случае отключения воды ДНР, без неё оставался и Мариуполь. 

Новые водозаборы на реках Кальчик и Кальмиус (по одному на каждой реке), а к ним ещё шесть фильтровальных станций разорвут водную артерию, связывающую Мариуполь с мятежным Донбассом. И тогда вряд ли что-то спасёт многострадальную Донецкую фильтровальную станцию. Но дончане могут начать строительство водозаборов в верховьях Кальмиуса, который начинается от Ясиноватой, и забрать воду для Донецка, а маленький Кальчик не напоит Мариуполь.  

Сценарии «водяных войн» уже вовсю обсуждаются в социальных сетях и сегодня они, к сожалению, не кажутся фантастикой. 

Но мариупольские специалисты очень сомневаются, что Кальчик и Кальмиус смогут напоить большой город, эти две реки нельзя даже сравнивать с Северским Донцом. По их мнению, вода будет лучшего качества, чем та, которая идёт из кранов сегодня. Но больше её не станет. Чтобы воды стало много, необходимо совершенно другое решение. Например, строительство завода по опреснению морской воды на побережье Азовского моря, но это гарантированно погубит мелкий Азов, превратив его в болото или второй Сиваш.  

Мариупольские экологи уверены, что Киев (как и Францию) меньше всего волнует качество той воды, которая попадает в квартиры жителей города. Для властей стимулом является перспектива оставить без воды мятежный Донбасс, для Франции – подзаработать и сделать красивый жест помощи. Кстати, в украинской прессе пишут о том, что «Франция даёт деньги Мариуполю», а вот о том, что их придётся отдавать, пусть и с маленьким процентом, журналисты стараются не упоминать.  

Для Донбасса французская помощь обернётся обмелением и гибелью Кальмиуса и Кальчика – рек с очень грязной водой. Летом 2018 года в Кальчике погибла рыба – как определили эксперты, из-за низкого содержания кислорода в воде по причине техногенного загрязнения и зарастания реки.

Самое разумное решение, по мнению мариупольских специалистов, – закончить войну, заменить устаревшие трубы и очистные сооружения и продолжать подавать воду в Мариуполь из Северского Донца. Все остальные проекты погубят природу Приазовья, оставив внукам в наследство безводную степь и долги по кредитам.  

Донецкий журналист Энрике Менендес, покинувший Донецк и работающий на территории, подконтрольной Киеву, написал на своей странице в социальной сети Facebook радостное сообщение о том, что Мариуполь теперь будет с хорошей водой. Новость получила две сотни комментариев. Есть среди них и такие: 

Вадим Дугадко: «Этот проект получил зелёный свет именно потому, что можно будет оставить Донецк без воды. Можно подумать, власть беспокоится о качестве воды для людей».  

Павел Климов: «Если французы изначально определили подрядчика на выполнение работ по мариупольскому договору, значит, не будет никаких тендеров и французская компания-банкрот STEREAU выполнит работы, которые украинские компании могли бы выполнить в два-три раза дешевле. А материнская компания этого подрядчика (группа SAUR) является официальным лоббистом в национальной ассамблее Франции и пробивает эти контракты путём, которые в нашей стране определяются как коррупционные. В то же время французская компания Veolia, представленная на Украине с 1995 года и крупнее SAUR в двадцать раз, осталась не при делах. 

Жебривский (бывший глава военно-гражданской администрации – Ред.) оценивал реконструкцию водоснабжения Мариуполя в 400 млн гривен, а французы выделили кредит на 64 млн евро (2 млрд гривен). Попросту говоря, Европа развивает свою экономику за счёт Украины. Ультранизкий процент — это не значит, что французы занимаются благотворительностью».  

Олег Ковальчук: «Меня очень сильно настораживает всего лишь фраза о том, что гарантом выступает украинское правительство. Не помню ни единой гарантии ни от одного правительства. Так что и труба в Донецк целая останется, а тарифы вам и так поднимут на ту же воду, что сейчас из крана течёт».  

Наталья Панфилова: «Ну да, проще кредиты на воду брать, и дешевле, чем войну закончить и нормально жить всем».  

Александр Сергеев: «Что мешает просто прекратить создавать сложности с водным транзитом украинской стороной?»  

Nina Pomaz: «Такое впечатление, что мало долгов МВФ, надо ещё на 64 млн евро залезть в долг ради того, чтобы не думать о мирных переговорах и полностью отсечь от Украины Донбасс, как четыре года назад отсекли Крым, взрывая ЛЭП и перекрывая воду. Стыдно или страшно признаться вслух, что основная цель – это, развязав войну, втянуть Украину в кредиты, а потом рвануть с Украины по безвизу, отдав территорию на растерзание кредиторам…» 

Соб. корр. ФСК