Единственный сегодня транспортный коридор между Россией и Грузией через Верхний Ларс.

Грузия и Россия окончательно договорились об открытии таможенных коридоров через Абхазию и Южную Осетию

Саакашвили возмутился и обвинил Иванишвили в «капитуляции»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Беглый президент Грузии Михаил Саакашвили возмутился  завершением подготовки договора об открытии таможенных коридоров Грузией и Россией через территории Абхазии и Южной Осетии. Документ готовился с 2011 года, но вплотную приблизиться к его реализации странам удалось только теперь. Он предусматривает три торговых коридора между Грузией и Россией, два из которых проходят через Абхазию и Южную Осетию. Вопрос признания этих республик в договоре не прописан, хотя изначально каждая из сторон настаивала на своём видении их статуса: в Грузии они считаются оккупированными, в России – независимыми. В итоге стороны договорились эту тему в договорённостях не обозначать.

«По соглашению, которого я достиг в 2012 году, посты выставлялись исключительно на наших международно признанных границах. Эта капитуляция Иванишвили будет иметь долгосрочные катастрофические последствия для грузинской государственности!» – написал Саакашвили на своей странице в Facebook. Однако о «постах», то есть КПП, речи и не идёт.

Грузинская сторона настаивает на том, что договор не имеет никакой политической подоплёки. «Мы в политические дебаты не входим и всячески обходим острые углы, понимая, что ценность договора – его нейтральный статус», – сказал спецпредставитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе.

Резкое заявление сделал и министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани, опровергая информацию о создании КПП на границе с Абхазией и Южной Осетией: «Как вы знаете, соглашение было подписано в 2011 году и представляет только две стороны – соглашение между Россией и Грузией. Оно предусматривает мониторинг транзитных коридоров. Не идёт речи о каких-либо видах таможенных терминалов».

Договор не предполагает, что коридоры через Абхазию и Южную Осетию будут открыты автоматически. Речь идёт о контроле за торговым потоком, маркировка и отслеживание грузов будет организована швейцарской компанией Societe Generale de Surveillance (SGS).

«Грузы, которые идут через Грузию в Россию (необязательно только грузинские, но, например, и армянские) будут фиксироваться на пунктах таможенного мониторинга швейцарской фирмой SGS, потом с пломбами идти через территории Абхазии или Южной Осетии, а уже на российской территории пломбы будут сниматься. Все данные по товарам, которые будут проходить по этой территории, будут передаваться в ВТО», – рассказал заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.  

«Мне кажется, что Россия форсирует этот процесс в том числе из-за Армении. Будет втянуто много игроков – Турция, Иран, не говоря уже о локальных акторах. Я очень надеюсь, что будут приняты адекватные решения – на пользу всем нам. Ведь если дороги будут открыты, они действительно могут сыграть важную роль для всего региона и могут стимулировать создание системы региональной безопасности Южного Кавказа, о которой так много и долго говорилось», – прокомментировала вопрос открытия таможенных коридоров между Грузией и Россией политолог из Южной Осетии Дина Алборова ИА «Армедиа». По её словам, несмотря на то, что процедуры, необходимые для выполнения соглашения 2011 года «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами», завершились, стороны «всё же не совсем готовы к имплементации этого соглашения – кто-то технически, кто-то политически». Но, судя по реакции Абашидзе, Россия и Грузия договорились не рассматривать политические вопросы в формате договора. Кроме того, в документах указаны не названия местности, по которой пройдут коридоры, а географические координаты – с тем, чтобы стороны договора сохранили нейтральный подход к статусу Абхазии и Южной Осетии.

Что же касается инфраструктуры, по мнению южноосетинского аналитика, в республике пока не создана дорожная сеть, готовая принять грузопоток, не просчитаны экологические риски, нет определённости, будет ли вовлечён в проект местный бизнес. «Нам – Южной Осетии и Абхазии – надо взвесить все возможные выгоды и все возможные потери в контексте открытия этих путей», – говорит Алборова. В то же время эксперт утверждает: «Открытие дорог спровоцирует  большие изменения во всем регионе – и в плане экономики, и в плане политики, и в плане общей безопасности. Это – и новые вызовы, и одновременно – возможности для решения определённых вопросов».

В Армении же с надеждой ждут появления альтернативы КПП «Верхний Ларс» в Северной Осетии – в зимнее время Военно-Грузинская дорога зачастую закрыта из-за снегопадов и схода лавин.

Соб. корр. ФСК

Фото: Единственный сегодня транспортный коридор между Россией и Грузией проходит через Верхний Ларс

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться