Перейти к основному содержанию
Украинцы в Латвии, фестиваль в Вентспилсе.

Delfi: украинская диаспора в Латвии раскололась

«Раскол в украинском обществе – лишь один из примеров того, насколько по-разному представители 50-тысячной украинской диаспоры (по данным посольства, 8 тысяч 130 граждан Украины и 43 тысячи 128 этнических украинцев) в Латвии реагировали на трагические события, происходящие на их родине», – рассказывает автор статьи (Delfi).

Латвийские украинцы между политикой и «внеполитикой»

«Пять лет, которые потрясли Украину, оставили глубокие шрамы и на украинской диаспоре Латвии. Раскололись культурные общества, разошлись друзья, сблизились раньше незнакомые друг другу люди, оборвались пути на родину», – пишет новостной прибалтийский портал Delfi. Корреспондент портала Кристина Худенко встретилась с украинцами, живущими в Латвии, которые рассказали о том, как они пережили эти годы.

Издание отмечает, что в Елгаве существует Украинский культурный центр «Джерело» («Источник»), который возглавляет Богдан Тимков. «Навязывать всем свою политическую позицию  – это неправильно. Ну нельзя заставлять человека выбирать, петь ему в украинском или русском хоре!» – уверен он.

«Мы поняли, что мы очень разные: как по отношению к Украине, так и к Латвии. У одних  – сало вне политики… Их Украина там, где они пели песни и ели борщ. Для меня важно говорить правду и называть вещи своими именами», – отстаивает свою позицию бывшая руководитель того же «Джерела» Татьяна Лазда.

«Сейчас в Елгаве и окрестностях живёт около шести тысяч украинцев. Раскол в украинском обществе  – лишь один из примеров того, насколько по-разному представители 50-тысячной украинской диаспоры (по данным посольства, 8 тысяч 130 граждан Украины и 43 тысячи 128 этнических украинцев) в Латвии реагировали на трагические события, происходящие на их родине», – рассказывает автор статьи.

Ирина Дукуле, руководитель Объединения культурных обществ Украины, которое в этом году отметит 15-летие, отказывается говорить на  конфликтные темы, например о политике. Она уверена, что по-другому нельзя: политика разъединяет, а культура, традиции, кухня способны сплотить и сдружить. Объединение регулярно проводит фольклорные фестивали и принимает у себя украинских гостей.

Ирина когда-то давно вышла замуж за латыша, её дети уже и думают по-латышски, но душа её всё равно болит за родину. В родном Торезе (город на территории ДНР. – Ред.) остались сестра и 88-летняя мама. 

«Конечно, латвийская диаспора старается помогать Украине. Два-три раза в год отправляем гуманитарную помощь — и в Донбасс, и в другие части Украины. Мы не делим людей на правильных и неправильных. Я лично убедилась в том, что там всем сейчас тяжело. Возможно, есть кучка людей, которым сегодняшняя ситуация нужна и выгодна, но страдает-то весь народ», – говорит Ирина.

Активист Конгресса украинцев Латвии (КУЛ) Николай Павлюк настроен совсем по-другому. Родом он из Ивано-Франковска, и, хотя давно уже гражданин Латвии, уверен, что на Украине должен быть один язык – украинский. Поэтому он не ходит в культурные общества Украины на территории Латвии, считая их «советскими».

Когда началась война с Донбассом, Конгресс украинцев активизировался: сегодня активисты собирают подписи за освобождение политзаключенных, выступают против России и Путина, занимаются сбором денег и гуманитарной помощи для армии Украины, отмечает Delfi.

Место, где регулярно встречаются представители диаспоры, занимающие порой очень разные позиции, – единственные в Латвии Рижская Украинская средняя школа и детский сад. Директор Лидия Кравченко прикладывает исполинские усилия, чтобы эмоции мам и пап не вредили детям.

«Я – детский директор. Придерживаюсь позиции, что школа должна быть вне политики.  Среди 280 наших воспитанников – представители разных народов. Есть и дети, чьи родители бежали от войны или приехали  в  Латвию в поисках заработка. Стараюсь всех одинаково опекать и обучать. То, что случилось с нашей страной, — большое горе для всех. Матери потеряли детей, жёны – мужей, семьи – дома, все люди – покой. Но пусть дети спокойно учатся», – уверена директор.

Временная поверенная посольства Украины в Латвии Алиса Подоляк, которая приехала в Ригу в декабре 2014 года, говорит, что латвийская украинская диаспора раскололась. Это произошло и в других странах. «Первые года два многие были дезориентированы. Было больше домыслов, чем информации, царили черно-белые настроения. Мы стараемся поддерживать отношения со всеми, чтобы люди не  разуверились в государстве», – уверяет Подоляк. И тут же добавляет, что исключение составляют те, кто ходит на праздники в российское посольство. Также она считает, что культура не может быть без политики, а те, кто так говорит, – на стороне «агрессора».

Delfi отмечает, что в особенно неоднозначном положении оказались латвийские украинцы, родные и близкие которых живут в Крыму, потому что теперь туда так просто не попадёшь. Такого основания для поездки, как отдых больше для Украины не существует. Значимые основания для въезда иностранного гражданина в Крым — смерть родственников, наличие недвижимости (зарегистрированной по украинскому законодательству). В этих случаях надо подавать запрос на визу в органы миграционной службы Украины (можно дистанционно), а потом лично приехать и получить разрешение на посещение Крыма. Для граждан Украины ограничений нет. Но выезжать и им, и иностранным украинцам позволено только через украинский пограничный пункт. За нарушения могут наказать — вплоть до уголовной ответственности.

Алиса Подоляк гордится тем, что Латвия активно принимает на лечение и реабилитацию бойцов АТО — за пожертвования, которые собирал Фонд поддержки Украины Яны Стрелецы (латышки с украинскими корнями), и по госпрограмме. Сама Подоляк родом из Херсона. «Скажем, у моей херсонской родни несколько иной взгляд на происходящее, чем у меня», – жалуется она на то, что трудно найти теперь общий язык с близкими.

Украинскую речь в Латвии всё чаще можно слышать от обычных людей, не чиновников и общественников. Delfi объясняет это тем, что после отмены виз для украинцев выросло число туристов. На самом же деле увеличилось количество нелегальных заробитчан, которые используют «безвиз» для того, чтобы пробиться в Европу. В последнее время они всё активнее «осваивают» Прибалтику. 

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0