Перейти к основному содержанию
Итальянские порты открываются для Китая

Сотрудничество Италии с Китаем развивается вопреки Вашингтону

Италия стала первой страной Группы семи (G7), официально присоединившейся к китайскому инфраструктурно-логистичекому проекту «Один пояс, один путь». Китайская сторона разработала для Апеннин отдельный инклюзивный проект «Пять портов», который свяжет в единую транспортно-логистическую цепочку Триест, Венецию, Равенну (Италия), Фиуме (Хорватия) и Каподистрию (Словения).

Итальянскому Триесту пророчат будущее Сингапура и Гонконга

Италия стала первой страной Группы семи (G7), официально присоединившейся к китайскому инфраструктурно-логистичекому проекту «Один пояс, один путь».

Во время визита председателя КНР Си Цзиньпиня в Италию 21 марта стороны подписали меморандум о взаимопонимании, пакет договоров на общую сумму €2,5 млрд. и соглашение о партнёрстве, охватывающее банковскую, инвестиционную, транспортную, авиационно-космическую, внешнеторговую и другие сферы. В Риме заявили, что сумма потенциальных китайских  инвестиций может достигнуть €20 млрд.

В рамках Морского шёлкового пути Италия для Пекина – стратегически важный пункт в Европе. Страна занимает одно из первых мест в мире по объёмам морской торговли. Китайская сторона разработала для Апеннин отдельный инклюзивный проект «Пять портов», который свяжет в единую транспортно-логистическую цепочку Триест, Венецию, Равенну (Италия), Фиуме (Хорватия) и Каподистрию (Словения).

В ходе визита Си Цзиньпина в Италию порты Триеста, Савоны и Генуи подписали соглашение о сотрудничестве с китайскими партнёрами. Только для Триеста объём обещанных Китаем инвестиций составляет €200 млн. Планируется связать Триест с городом Чэнду (крупнейшим финансовым и промышленным центром Китая, где сосредоточено авиационно-космическое, автомобильное, компьютерное, фармацевтическое производство), а Венецию – с греческим портом Пирей, контрольный пакет акций которого был выкуплен китайской компанией Cosco за €350 млн. в 2016 г.

Через Триест китайские товары по железной дороге будут доставляться в Германию, на Балканы и в страны Восточной Европы. Директор порта Зено Д' Агостино пророчит Триесту будущее Сингапура и Гонконга.

Китайские инвестиции должны прийти в Сицилию: €5 млрд. для порта Палермо (его Си Цзиньпин посетил лично) и неназванная сумма для коммуны Чентурипе, где китайский капитал может быть задействован в постройке нового международного аэропорта.

Сицилия расположена в центре Средиземноморье, здесь находится шестой по величине аэропорт Италии Фонтанаросса. Итальянская пресса называет остров невралгическим звеном на пути товарных потоков из Азии в Европу. Китайские инвесторы намерены обновить портовую инфраструктуру Палермо, модернизировать швартовые сооружения для приёма глубоководных китайских контейнеровозов и довести количество грузовых контейнеров, проходящих через порт Палермо, до 16 млн. в год.

Для Китая важно, что Сицилия находится близко к Африке. В сентябре прошлого года Си Цзиньпин, выступая на открытии Форума сотрудничества Китая и Африки (FOCAC-2018), пообещал африканцам $60 млрд. инвестиций. Объём товарооборота Китая с Северной Африкой – $ 30,26 млрд., доля китайских товаров в структуре экспорта стран Чёрной Африки –  21%. В рамках проекта «Один пояс, один путь» Пекин намерен многократно увеличить эти показатели.

Китайско-итальянское сотрудничество развивается по нарастающей. С 2000 г. Италия привлекла более $20 млрд. китайских инвестиций, что послужило для итальянской экономики хорошим подспорьем. В 2018 г. объём торговли между Китаем и Италией достиг рекордных $54,23 млрд. Рим надеется, что сотрудничество с Пекином позволит Италии сократить отставание от остальных членов G7. Ведь если в 2018 г. Германия поставила Китаю товаров на €93,8 млрд., Франция – на €20,8 млрд., то Италия – всего на €13,2 млрд. Даже удалённая Ирландия поставляет Китаю больше продуктов питания, чем Италия. Рим намерен исправить это положение.

О проблемах итальянской экономики говорит следующий факт: в 2018 г. Италия привлекла €18,2 млрд. иностранных инвестиций, это меньше более чем наполовину по сравнению с 2007 г., когда их было €48,1 млрд. В феврале 2019 г. Европарламент проголосовал за введение механизма контроля за иностранными (читай: китайскими) инвестициями  с возможностью их блокирования. Рим воздержался от голосования.

Интенсификации итальянско-китайского сотрудничества способствует неоднозначная внутриполитическая ситуация в самой Европе. Франция и Германия, подписав Аахенское соглашение о всеобъемлющем партнёрстве 22 января сего года, сместили фокус европейской политики в регион Центральной Европы. Вырисовалась геополитическая ось Париж – Берлин. Рим остаётся за бортом из-за своего несогласия с либеральной миграционной и финансовой политикой Европейского союза. Ключевому для экономики и безопасности Италии региону Средиземноморья грозила бы маргинализация, если бы не Китай, готовый вкладывать в регион миллиарды евро.

Вашингтон безуспешно пытался заставить Рим отказаться от сделки с Китаем. Официальный представитель Совета национальной безопасности США Гаррет Маркиз назвал шаг итальянских властей ошибкой, которая в долгосрочной перспективе негативно отразится на репутации Италии на международной арене. США считают диверсификацию китайской торговли нежелательной, так как это снизит зависимость Китая от американского рынка и лишит Вашингтон рычагов экономического влияния на Пекин.

Оцените статью
0.0