Перейти к основному содержанию
Белорусские националисты

Белоруссия между Союзным государством и наступлением бело-красно-белых

30 апреля 2019 года завершил свою 8-месячную дипломатическую миссию в Республике Беларусь посол Российской Федерации и специальный представитель президента России по развитию торгово-экономических отношений с РБ Михаил Бабич. Проиграв Александру Лукашенко в 1990-е годы, прозападная националистическая оппозиция уже не одно десятилетие проводит работу по подрыву всего, что мы называем единым культурно-историческим пространством.  

Что угрожает российско-белорусской интеграции

30 апреля 2019 года завершил свою 8-месячную дипломатическую миссию в Республике Беларусь посол Российской Федерации и специальный представитель президента России по развитию торгово-экономических отношений с РБ Михаил Бабич.

На фоне осложнения российско-белорусских отношений по ряду вопросов следует ещё раз подчеркнуть, что РФ и Беларусь имеют беспрецедентный уровень союзных договорённостей. Для Белоруссии Россия – важнейший торгово-экономический партнёр. Доля РФ составляет примерно 50% белорусского товарооборота. А небольшая Белоруссия является четвёртым по значимости торгово-экономическим партнёром России и первым – в СНГ.

Посмотрим на эти цифры. По итогам 2017 года главным торгово-экономическим партнёром России являлся Китай с 87 млрд. долларов (14,9% российского товарооборота), на втором месте – Германия с 50 млрд. долларов (8,5%), на третьем – Нидерланды с 39,5 млрд. долларов (6,7%), на четвёртом – Белоруссия с 30,7 млрд. долларов (5,2%); затем шли Италия с 24 млрд. долларов (4,1%) и США с 23,2 млрд. долларов (4%). О тесной переплетённости российской и белорусской экономик говорит и то, что в 2017 году Белоруссия по объёму торговли с РФ была сравнима с Казахстаном и Украиной, вместе взятыми.

Те же тенденции сохранялись по итогам 2018 года. Кстати, в 2018 году Россия серьёзно прибавила в торговле – за год с 585 млрд. долларов до 688 млрд. долларов. Это к разговорам о том, что «санкции убивают российскую экономику»; санкции вредят, но попытки задушить Россию экономически провалились.

Для белорусско-российской торговли последнего времени характерна тенденция роста. По данным Федеральной таможенной службы РФ, оборот торговли между Россией и Белоруссией в 2017 году увеличился на 26% по сравнению с 2016 годом и составил 30,193 миллиарда долларов.  В 2018 году оборот торговли России и Белоруссии возрос ещё больше и достиг 33,9 миллиарда долларов.

На сегодняшний день двусторонние российско-белорусские отношения регулируются более чем 220 межгосударственными и межправительственными договорами и соглашениями. Помимо них, существует ещё целая группа соглашений о сотрудничестве в рамках СНГ и ОДКБ. Концепция внешней политики России закрепляет статус Беларуси как стратегического союзника. Белорусская армия входит в совместную российско-белорусскую военную группировку на западном направлении. Такой степени координации в вопросах обороны у России нет больше ни с кем. 

Русский язык в Белоруссии является государственным и основным.

Белорусская православная церковь имеет статус Экзархата Русской православной церкви.

Празднование Дня Победы 9 мая за пределами России на государственном и всенародном уровне проводится только в Белоруссии.

И говорящие о том, что Белоруссия развернулась в сторону Запада, а А. Лукашенко решил сменить внешнеполитический курс, искажают действительность. Союзное государство живо.

Однако есть серьёзная проблема: нерешённые вопросы в российско-белорусских отношениях накапливались десятилетиями. Противники российско-белорусской интеграции используют это в полную силу. 

Слабость Союзного государства состоит в том, что его обоснование является почти исключительно экономическим. Слишком часто всё сводится к «торговле» – будет ли Белоруссия и дальше получать нефть и газ по сниженным ценам «в обмен» на приверженность интеграционной идее. Однако, несмотря на все молочные, мясные, фруктовые, нефтегазовые споры («войны»), вовсе не экономические сложности угрожают российско-белорусской интеграции. 

Не находит развития важнейшая тема, а именно: Российская Федерация и Республика Беларусь создали Союзное государство не столько в силу экономического императива, сколько потому, что наши страны образуют единое культурно-историческое пространство, один культурно-исторический тип. Мы ближе друг к другу, чем Германия и Австрия. Наше взаимное тяготение – естественно-историческая данность. Об этом надо твёрдо помнить. 

На Украине беспрепятственное распространение идеологии «мы – не Россия, мы – не русские» привело к государственному перевороту 2014 года и последующим драматическим событиям.  

В Белоруссии исподволь, постепенно, но получает распространение та же формула, что и на Украине: «мы – не Россия, мы – не русские». 

Если русские и украинцы – один народ, то не в меньшей мере одним народом являются русские и белорусы. В советской системе образования это задавалось воспитанием целых поколений, этому способствовали смешанные браки, высокая мобильность белорусов, селившихся по всему Советскому Союзу. После 1991 года роль данных факторов стала падать. Смешанных браков всё меньше, многие русские в Белоруссии уже считают себя белорусами, белорусская молодёжь всё больше смотрит в сторону Европы. Если раньше формула «мы – не Россия, мы – не русские» использовалась лишь крайними националистами-маргиналами, то теперь к ней вполне благосклонно и белорусское руководство, посчитавшее, что это способствует «укреплению суверенитета». 

Проиграв Александру Лукашенко в 1990-е годы, прозападная националистическая оппозиция уже не одно десятилетие проводит работу по подрыву всего, что мы называем единым культурно-историческим пространством. Сомнению подвергаются все компоненты союзного единства. Говорится, что белорусы – европейская нация, а русские – азиатская; говорится, что белорусы генетически иные – помесь славян и балтов, тогда как русские – помесь совсем других славян, финно-угров и татар. 

Это подкрепляется «историческими зарисовками» о «процветании» Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, конструированием «континуитета» (непрерывности белорусского государства), воспеванием католической польско-литовской шляхты, программой возрождения шляхетских замков и прочей «белорусской» старины, установкой памятников полякам, родившимся на территории нынешней Беларуси. 

То же в отношении языка – дескать, русский язык основной и государственный не потому, что он для белорусов родной, а потому, что это результат «длительной русификации». И всё чаще русский язык исчезает с вывесок в музеях, метро, на вокзалах. В апреле министр культуры России В. Мединский попросил своего белорусского коллегу Ю. Бондаря обратить на это внимание. Только просьбы просьбами, а «белорусская латиница», чуждая и малопонятная белорусам, продолжает внедряться. 

Регулярно поднимается тема введения в богослужении белорусского языка вместо церковнославянского; в Минске давно уже идут толки об автокефалии Белорусской православной церкви.   

В деле «исторического нациостроительства» белорусских Миндовгов, Гедиминов, Манюшек, Калиновских, Радзивиллов, Сапег, Костюшек развелось столько, что соседей в Литве и Польше это откровенно раздражает. Бывший министр иностранных дел Литвы Авдронюс Ажубалис заметил, что «Гедимины и Миндовги появляются в Белоруссии, как грибы после дождя».

Можно подумать, Минск строит не Союзное государство с Россией, а новые Великое княжество Литовское и Речь Посполитую. Или так оно и есть? 

Несмотря на то, что в 1995 году белорусы отвергли на референдуме бело-красно-белый флаг, введённый в 1918 году при германской оккупации и использовавшийся коллаборационистами во время Великой Отечественной войны, белорусская оппозиция пытается легализовать этот флаг, чтобы затем сделать его государственным.

Подвергается атакам и партизанское движение, якобы привнесённое в Белоруссию из Москвы и ставшее причиной гибели миллионов белорусов.

Каждое из этих действий – звено реализации формулы «мы – не Россия, мы – не русские». И эти семена уже дают всходы.

Что делать в таких условиях? Делать нужно многое. Однако самое главное – нужно покончить с монополией бело-красно-белых в сфере культуры и СМИ. Тогда развитие и укрепление Союзного государства будет в Белоруссии общенародным требованием, а не просто проявлением воли белорусского руководства. 

Показателем того, каков всё-таки вектор движения Беларуси в пространстве между Союзным государством и наступающими бело-красно белыми, станет то, как пройдёт в республике 9 мая – не только в Минске, но и в Гродно, снискавшем известность «второй столицы БНР», и в Витебске, где власти запретили шествие «Бессмертного полка», и в других белорусских городах.

Оцените статью
0.0