Перейти к основному содержанию
Вадим Красносельский

В Киеве озадачились украинским паспортом президента Приднестровья

На Украине нашли очередной повод для раздувания скандала – на этот раз претензии у Киева к президенту Приднестровской Молдавской республики Вадиму Красносельскому.

На Украине нашли очередной повод для раздувания скандала – на этот раз претензии у Киева к президенту Приднестровской Молдавской республики Вадиму Красносельскому.

Украинский журналист, которого позиционируют как международного обозревателя, – Юрий Мацарский – заявил в эфире украинского телеканала ICTV, что у президента ПМР есть украинский паспорт и этот факт «может осложнить отношения с Молдовой». По словам журналиста, наличие украинского паспорта у главы непризнанной республики равнозначно тому, как если бы Молдова выдала свои паспорта лидерам ДНР и ЛНР.

Напомним, что Красносельский  с 2007 по 2015 год был министром внутренних дел ПМР и тогда же был объявлен Молдовой в международный розыск. Однако все эти годы он беспрепятственно пересекал молдавско-украинскую границу и многократно приезжал на Украину. В декабре 2015 года Красносельский стал спикером Верховного совета ПМР, а уже в начале следующего, 2016-го его данные исчезли из базы международного розыска. Президентом Приднестровской республики он стал в декабре 2016 года.

«В истории с Красносельским много неудобных вопросов. Кто и на каком основании дал ему паспорт? Зачем он приезжает в Украину? С кем тут встречается и ведёт переговоры? Молдова может в любой момент потребовать дать ответы на эти вопросы. Кишинёв же не принимает у себя фейковых лидеров фейковых ЛНР/ДНР, не даёт им свои паспорта и не обсуждает возможности открытия своих представительств. Да, Красносельский частенько наведывался в Киев и даже хотел открыть там официальное представительство непризнанной республики. Правила взаимоотношений с пособниками оккупантов и сепаратистами должны быть одинаковыми для всех», – негодует журналист. Впрочем, такие вопросы мог бы задавать любой другой, не отягощённый образованием украинец, но журналисту-международнику грех не знать некоторых фактов отечественной истории. Даже если эти факты сегодня и не совсем удобны.

Забыл пан Мацарский, что на территории ПМР живёт более 50 тысяч граждан Украины и это самая большая украинская диаспора в Европе. Что, кстати, не мешает им опасаться в первую очередь соседней Украины – по данным опроса, проведённого в начале этого года, почти 42% респондентов главной угрозой для Тирасполя назвали Украину.

Однако вернёмся к украинским паспортам, которые в конце девяностых мог получить в Приднестровье любой желающий. Для этого в Тирасполе даже открылся «Украинский дом» – переоборудованная квартира в хрущёвке, куда приезжали раз в неделю сотрудники консульства Украины для приёма документов. Гражданином Украины можно было стать за 15 дней. Тогда-то многие граждане непризнанной республики и обзавелись украинскими паспортами, которые позволяли ездить по всему миру. Так что достаточно странно из Киева задавать вопрос, откуда у жителя Тирасполя украинский паспорт. Но ещё удивительнее слышать, что «правила взаимоотношений с сепаратистами должны быть одинаковыми для всех».

Вернёмся на 20 лет назад. Когда в Приднестровье началась гражданская война, официальный Киев занял стойкую позицию невмешательства, даже несмотря на то что среди жителей Приднестровья третья часть были этническими украинцами. Но зато потянулись в Тирасполь сотни украинских добровольцев – на помощь приднестровцам, среди которых, кстати, было достаточно большое число бойцов запрещённой в России УНА-УНСО*. Эти бойцы, по воспоминаниям тех, кто сражался с ними рядом, хотя и были лучше всех подготовленными к войне, в то же время не признавали никаких перемирий и не скрывали, что приехали «вбывати».

«Они были достаточно активные, в чём-то агрессивные, и у них была задача обкатать как можно больше людей для последующих локальных войн и, конечно, попытаться вывезти как можно больше стрелкового оружия из зоны боевых действий. Но при этом объективно они воевали отчаянно, смело, и украинским добровольцам народ Приднестровья, конечно же, благодарен. Кстати, это единственный случай в конфликтах на постсоветском пространстве, когда УНА-УНСО была на одной стороне вместе с российскими казаками. У украинских добровольцев были нормальные отношения с приднестровскими властями – более шестидесяти из них награждены медалями «Защитник Приднестровья». А тем, кто получил ранения, власти ПМР дали квартиры в Тирасполе, они там и сегодня живут с семьями», – писала несколько лет назад украинская газета «Сегодня».

Но об этом на Украине предпочитают не вспоминать.

Ну а что до Красносельского, так его и в Лондоне принимают, а посол США в Молдове постоянно навещает приднестровские власти в Тирасполе. Может, и к Великобритании и Штатам у Киева в связи с этим претензии?

Кристина СЫРБУ для ФСК

Оцените статью
0.0