Перейти к основному содержанию
Александр Лукашенко и Фиона Гибб

Лукашенко рассчитывает на помощь Британии

В последние годы всё теплее становятся отношения между Беларусью и Западом, в том числе произошла нормализация и белорусско-британских отношений. По мнению Александра Лукашенко, во многом это заслуга британского посла Фионны Гибб, с которой президент провёл встречу по случаю завершения её дипломатической миссии в Беларуси.

Президент Беларуси тепло простился с британским послом

В последние годы всё теплее становятся отношения между Беларусью и Западом, в том числе произошла нормализация и белорусско-британских отношений. По мнению Александра Лукашенко, во многом это заслуга британского посла Фионны Гибб, с которой президент провёл встречу по случаю завершения её дипломатической миссии в Беларуси.

«То, что сделано за время вашего пребывания и службы в Беларуси, не было сделано до сих пор никем. Всеми послами Великобритании не было сделано. Поэтому я вам за это очень благодарен. Я так считаю, и министерство иностранных дел эту точку зрения поддерживает. Только благодаря вашей активности, настойчивости, открытости, честности и справедливости, за которые вы всегда ратуете, можно было сделать то, что было сделано», – цитирует Александра Лукашенко пресс-служба президента Беларуси.

При этом президент РБ подчеркнул, что встречается далеко не со всеми зарубежными послами, когда завершается их дипломатическая миссия, тем самым дав ещё раз понять значимость белорусско-британских отношений для Минска.

Это удивительно, но Гибб действительно удалось при постоянной критике белорусских властей сохранить с ними же хорошие отношения, впрочем, как и с местной оппозицией.

Лукашенко даже обратился к ней с просьбой о помощи в нормализации отношений с Вашингтоном.

«У вас прекрасные отношения с Соединёнными Штатами. Я хотел бы, чтобы эти отношения каким-то образом были проецированы и на Белоруссию. Думаю, что вы сможете нам в этом помочь», – прямо попросил президент.

Такие достаточно тёплые слова в адрес иностранного представителя  непривычно слышать от Александра Григорьевича. Помнится, что он, не стесняясь, называл бывшего президента Еврокомиссии Жозе Баррозу «козлом», а экс-главу немецкого МИД Гидо Вестервелле «не то розовым, не то голубым». Впрочем, всё это было до 2014 года, после чего Лукашенко немного изменил тон высказываний в адрес западных «партнёров». Однако с британским послом отношения у президента Беларуси действительно достаточно тёплые. Может быть, потому что её официальные заявления совпадали с желаниями Минска?

Приехала Фионна Гибб в Минск в 2016 году и сразу же стала говорить о том, что эта страна нуждается в срочной помощи для того, чтобы остаться независимой, и обещала всевозможную поддержку белорусскому суверенитету. Что явно нравилось Александру Григорьевичу.

Что касается общения госпожи посла с представителями оппозиции, то за все годы она не сделала ни одного необдуманного заявления в адрес власти, которое бы не понравилось официальному Минску.

Единственный вопрос, в котором не удалось достичь взаимопонимания, оказался радужный флаг, который раз в год вывешивали на здании посольства Британии в Минске.

В 2018 году в МВД не выдержав, заявили, что «белорусы придерживаются традиционных институтов семьи и брака, а борьба за права ЛГБТ-сообщества – надуманная проблема, которой не существует».

В этом году на очередное вывешивание флага в МВД опять отреагировали гневным заявлением, однако конфликт произошёл между МИД и МВД Беларуси, оставив в стороне госпожу посла.

Злые языки в Минске утверждают, что конфликт между министерствами спровоцировала сама Фионна Гибб, прекрасно зная отношение к радужному флагу в стране.

Лукашенко же на встрече с послом предложил расширять сотрудничество между странами.

«Сборка электробусов и прочее – мелочи по сравнению с тем, что мы можем делать в Великобритании, и тем, что вы можете сделать в Белоруссии. И я вас просто настоятельно приглашаю обратить на это внимание и активизировать наши отношения. Сейчас появилась такая возможность. Исчезла брюссельская эта бюрократия. Вы можете принимать решения более свободно», – сказал он, имея в виду выход Британии из ЕС. При этом президент Беларуси заявлял, что «Евросоюз – это опора планеты», а после Брекзита «в регионе нашем Евразийском стабильности станет на порядок меньше».

Говоря о необходимости и дальше развивать товарооборот между двумя странами, Лукашенко напомнил, что на сегодняшний день он равен 3,5 млрд долларов.

«Третье место вы занимаете в объёмах товарооборота. Первое – Россия, затем Украина и Великобритания», – отметил глава государства.

Но здесь необходимо пояснить, откуда такие цифры товарооборота Минска и Лондона. Дело в том, что основной поток нефтепродуктов из Беларуси идёт в компании, зарегистрированные в Британии, которые занимаются перепродажей этих нефтепродуктов. Из 3,5 мдрд долларов товарооборота 3,1 млрд составляет белорусский экспорт. Да и компании, зарегистрированные в Британии и покупающие нефтепродукты, в своём большинстве принадлежат российским олигархам. Так что говорить о реальном товарообороте между странами не очень корректно.

Тем не менее при Фионне Гибб отношения между двумя странами действительно вышли на новый уровень: глава МИД Беларуси Владимир Макей совершил несколько визитов в Лондон, в Минске впервые появился постоянный атташе Британии по вопросам обороны подполковник Джонатан Дарт, а на встречу с Лукашенко приезжал государственный министр по торговой политике Министерства внешней торговли Великобритании Джордж Холлингбери. Госпожа Гибб не сидела, сложа руки, а все 3,5 года мягко подталкивала Минск в сторону Запада под рассказы о том, как этой стране необходима независимость.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0