Перейти к основному содержанию
Леонид Кучма

Киев сорвал Минские переговоры

Министр иностранных дел ЛНР, уполномоченный представитель ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего заявил, что согласование «формулы Штайнмайера» сорвано украинской стороной. Притом что, по словам Дейнего, все участники переговоров готовы были подписать текст формулы, предложенный «нормандской четвёркой». Этот текст был согласован во время консультаций политических советников ещё 11 сентября.

18 сентября в Минске состоялось очередное заседание Трёхсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе. Повестка дня во всех подгруппах остаётся неизменной, поскольку нет никакого прогресса в решении проблем с украинской стороны. Однако от этой встречи ожидалось согласование и подписание текста «формулы Штайнмайера», что является обязательным условием перед встречей в нормандском формате.

Увы, прорыва не произошло, Киев остался верен себе, поставив под угрозу проведение саммита.

Министр иностранных дел ЛНР, уполномоченный представитель ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего заявил, что согласование «формулы Штайнмайера» сорвано украинской стороной. Притом что, по словам Дейнего, все участники переговоров готовы были подписать текст формулы, предложенный «нормандской четвёркой». Этот текст был согласован во время консультаций политических советников ещё 11 сентября.

Также Дейнего рассказал, что сорванной оказалась и договорённость насчёт разведения сил и средств в Петровском (ДНР) и в Золотом (ЛНР)

«Оба эти вопроса ранее были направлены «нормандской четвёркой» для рассмотрения на ближайшем заседании контактной группы в Минске», – отметил глава МИД ЛНР.

Напомним, речь идёт о формуле, предложенной бывшим министром иностранных дел, а ныне – президентом ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером. В этой формуле прописан механизм принятия закона об особом порядке местного самоуправления в ДНР и в ЛНР – особого статуса. В день выборов особый статус подразумевается на временной основе, а после опубликования отчётов ОБСЕ о прохождении выборов – на постоянной основе.

Однако Киев не может принять особый статус Донбасса, даже договорившись об этом заранее.

«Киев категорически отказался согласовывать с представителями республик «формулу Штайнмайера», поставив под угрозу скорое проведение саммита в «нормандском формате» и, по сути, саботировав чёткие поручения советников глав государств «нормандской четвёрки». Украинские представители продолжают искажать смысл компромиссной формулы, ошибочно наделяя приоритетом решение вопросов безопасности», – заявила министр иностранных дел ДНР, полномочный представитель на переговорах Наталья Никонорова.

По её словам, Киеву ещё необходимо закрепить особый статус Донбасса в Конституции, а для этого провести конституционную реформу. Потому что без закрепления особого статуса в основном законе страны Верховная рада легко всё отменит и перепишет.

Однако Никонорова уверена, что у украинской власти не получится бесконечно тянуть с решением этого вопроса.

«Мы уверены, что Киеву придётся нести ответственность за недобросовестное отношение к мирному урегулированию и перед народом Донбасса, и перед украинскими гражданами. Не стоит забывать и о существовании обязательств перед мировым сообществом в лице стран-гарантов Минских соглашений и Совета Безопасности ООН. По нашему мнению, на этом уровне пришло время применить определённые меры ответственности к украинским властям за систематическое невыполнение своих обязательств», – цитирует главу МИД ДНР официальный сайт Донецкой республики.

Если говорить о персоналиях, отказался подписать текст «формулы» лично экс-президент Украины Леонид Кучма. Что же произошло? На вопрос о том, какие претензии лично у Леонида Кучмы к тексту «формулы», он ответил, что лично у него претензий нет, но он всё равно не подпишет. Или подпишет, но не сегодня, потому что этот вопрос необходимо вынести на рассмотрение Верховной рады, потому что он не сможет объяснить украинской общественности, потому что у него нет достаточных полномочий, потому что… И выдвинул целый список условий, которые должны выполнить республики, прежде чем он поставит свою подпись. Как будто и не было никаких согласований…

Эти условия перечислила его пресс-секретарь Дарка Олифер на своей странице в социальной сети Facebook: «…полное прекращение огня; обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ на всей территории Украины; вывод с территории Украины вооружённых формирований иностранных войск и военной техники; разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения; обеспечение работы Центральной избирательной комиссии Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей; установление контроля над неподконтрольными Украине участками российско-украинской границы и выполнение других пунктов, предусмотренных украинским и международным законодательством и минскими соглашениями», – написала пресс-секретарь, не смущаясь, что эти условия противоречат тексту «формулы Штайнмайера».

По мнению политолога Богдана Безпалько, Украина отказалась от перемирия и деэскалации, продолжая идти по пути Порошенко.

«Но если Порошенко делал это под открытыми лозунгами милитаризации, убийств, угроз посадить всех в подвалы, ополченцев – на кол и так далее, то у Зеленского всё делается под прямо противоположными лозунгами: Донбасс и Крым – это наши дети, мы будем их деоккупировать, но сама политика по своей сути и делам остаётся такой же, как и прежде», – считает Безпалько.

При этом украинские чиновники, не скрывая, говорят, что не собираются выполнять Минские соглашения. Пристайко заявил, что никакой автономии Донбасс не получит, изменений Конституции не будет, амнистии – не будет, отметил политолог.

Вечером 18 сентября появилось официальное заявление Киева о том, что «украинская сторона не имеет принципиальных возражений по существу т. н. формулы Штайнмайера о местных выборах». При этом в заявлении названы условия, которые нужно выполнить для того, чтобы украинская сторона поставила свою подпись. Это практически те же условия, выдвинутые Даркой Олифер, за исключением некоторых.

Другими словами, «сдавайте территорию Донбасса, а выборы проведём потом». Или не проведём…

Неудавшаяся встреча в Минске традиционно проходила на фоне обострения ситуации в Донбассе.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0