Перейти к основному содержанию
Министры иностранный дел Литвы и Белоруссии Линас Линкявичюс и Владимир Макей

Польша и Литва предлагают Белоруссии «избавиться от энергетической зависимости от России»

Когда президент Гитанас Науседа 24 сентября с трибуны сессии Генассамблеи ООН рассказывал об угрозах Литве из «недружественных восточных государств», его министр иностранных дел Линас Линкявичюс вёл за кулисами переговоры с белорусским коллегой Владимиром Макеем. Литовец деликатно напомнил главе МИД Белоруссии, что не за горами декабрь с его традиционными для Минска конфликтами с Москвой из-за цен на энергоносители, и предложил Макею попробовать импортировать нефть и газ через Литву.

Российско-белорусская интеграция и польско-литовско-белорусский узел

Когда президент Гитанас Науседа 24 сентября с трибуны 74-й сессии Генассамблеи ООН рассказывал об угрозах Литве из «недружественных восточных государств», его министр иностранных дел Линас Линкявичюс вёл за кулисами переговоры с белорусским коллегой Владимиром Макеем. Литовец деликатно напомнил главе МИД Беларуси, что не за горами декабрь с его традиционными для Минска спорами с Москвой из-за цен на энергоносители, и предложил Макею попробовать импортировать нефть и газ через Литву.

Литовский министр не забыл процитировать Макею слова Лукашенко о желании избавиться от опеки Москвы. Не все, как видно, знают, но линия эта выстраивалась давно. Ещё девять лет назад, в 2010 году, белорусский лидер раздражённо заявил: «Беларуси, в конце концов, необходимо уйти от зависимости. Чтобы нас постоянно не пинали, указывая, что мы живем за счет кого-то». Ещё тогда (в 2010-м!) Лукашенко дал европейским партнёрам понять: «Счастье свое ищем там, где к нам нормально относятся, где нас принимают, где нас уважают. И где нам платят за наш труд. Платят достойно». Так, во всяком случае, процитировало президента Лукашенко «Радио "Свобода"».

В направлении диверсификации поставок нефти Минск подписал с Венесуэлой соглашение об увеличении объемов поставок чёрного золота танкерами до украинского Ильичёвска и железнодорожным транспортом на НПЗ в Мозыре. Однако капля в море Белоруссию не спасла. Львиную долю нефти и газа республика по сей день ввозит из Российской Федерации.

И Литва готова открыть для Минска новое окно. Ещё до начала переговоров в Нью-Йорке белорусская сторона знала, что Линкявичюс не импровизирует, а осуществляет план «перетягивания» Минска на сторону Запада ради максимального торможения интеграции двух славянских народов в рамках Союзного государства.

17 сентября в Вильнюсе премьеры Литвы и Польши Саулюс Сквернялис и Матеуш Моровецки обсуждали помощь для Белоруссии в «избавлении от энергетической зависимости от России». Вильнюс и Варшава готовы предоставить для поставок энергоресурсов инфраструктуру своих стран.

В более широком международном плане очевидно: Соединённым Штатам, Европе [Литве в частности] очень важно, чтобы Белоруссия «как можно дольше сохраняла независимость». Линас Линкявичюс впервые сформулировал эту цель 11 января 2019 года во время вильнюсской «Снежной встречи» экспертов по безопасности. Главу МИД спросили, как он оценивает «ситуацию в Беларуси в связи с актуализацией вопроса об интеграции ее с Россией в последнее время». Ответ литовского министра был таким: «Сейчас постоянно поднимается вопрос о претворении в жизнь планов по созданию Союзного государства, и для нас это особенно актуально, поскольку мы знаем интенции России, ее военную стратегию, недружественное, враждебное отношение, отрицание ценностей. Сокращение количества элементов суверенитета Беларуси – это действительно неблагоприятный процесс. Мы заинтересованы в том, чтобы Беларусь как можно дольше сохраняла суверенитет. Как это произойдет и каким способом, решать, наверное, не нам».

Что ж, решать, конечно, не литовцам. За океаном прямо говорят: «Появление сильной России на белорусской земле не нужно ни Америке, ни самому Лукашенко».

Поставка Минску нефти и газа из нероссийских источников – лишь часть американского плана. Она интересна в двух отношениях. Во-первых, согласится ли президент Лукашенко и как долго «эксперимент» может продолжаться? Во-вторых, как долго конкурирующие между собой на региональном рынке нефти и газа Польша и Литва будут изображать дружных соседей-бессребреников?

По первому пункту вроде бы всё ясно. Очевиден ответ и по второму – очень недолго. На энергетических рынках Евросоюза разброд. Варшава и Вильнюс перессорятся быстро, если только кто-то третий силой или подкупом не принудит одну из сторон отступить.

Клайпедский морской порт

Клайпедский морской порт

Поставим теперь себя на место премьеров Литвы и Польши. Сквернялису нужно максимально загрузить Клайпедский морской порт. КМП – стратегически важное предприятие, единственное такого рода. Его налоговые отчисления составляют почти 10% государственного бюджета Литвы. Нефть для белорусов, например из Норвегии от компании Statoil, танкерами пойдет в Клайпеду, откуда по железной дороге на Новополоцкий или Мозырский НПЗ.

С транзитом газа сложнее. Своё регазификационное судно Indenpendence, годовая мощность которого 5 млрд кубометров газа, у Литвы есть. Загружен СПГ-терминал на четверть, резервы имеются. Голубое топливо можно приобретать в той же Норвегии или на спотовом рынке. Однако нет газопровода в Беларусь, и быстро он не появится. Литве пришлось самостоятельно строить магистраль от Клайпеды до латвийского Инчукалнса, где расположено подземное газохранилище, и стоило это 250 млн евро. Газопровод из Клайпеды до границы с Белоруссией обойдётся в два-три раза дороже.

Если говорить о планах польского премьера Матеуша Моровецки, то эксперт Центрально-европейского института исследований и стратегического анализа Пшемыслав Фуркаш считает, что у Польши несколько энергетических приоритетов.

Прежде всего, Варшава с тревогой относится к любому укреплению России. Поляки отлично помнят, что Брестская и Гродненская области Белоруссии до 17 сентября 1939 года принадлежали им. Прямых территориальных претензий Польша не выдвигает (пока), но и не отказывается от них в своей политике «восточных кресов».

Западная Беларусь в составе Польши

У Варшавы есть возможность импортировать нефть морским путём через крупный нефтетерминал Naftoport в Гданьске, полностью удовлетворяя свои нефтяные потребности. В 2016 году был достроен СПГ-терминал Gazoport в Свиноустье с пропускной способностью 5 миллиардов кубических метров сжиженного природного газа в год и с планом увеличения мощности до 7,5 млрд куб. метров. Однако польские власти хотят большего. Они рассматривают возможность строительства «Балтийского трубопровода», который в качестве составной части «Норвежского коридора» станет качать газ в Польшу с норвежских газовых месторождений в Северном море через Данию. Варшава подумывает и о строительстве второго СПГ-терминала либо плавучего хранилища СПГ в Гданьском заливе.

Главное: Польша хочет стать важным центром распределения нефти и газа в Евросоюзе, облегчая странам Центральной и Восточной Европы импорт углеводородов откуда угодно, но не из России. Например, из Норвегии, США, Катара.

Мы поинтересовались у пана Пшемыслова, как в Варшаве смотрят на литовский СПГ-терминал в Клайпеде. «СПГ-терминал в Клайпеде поляки не считают серьезным конкурентом терминалу в Свиноустье, поскольку польский проект более мощный, а литовский с точки зрения Польши стратегически важен только для стран Балтии», – ответил Фуркаш.

На каком-то этапе Польша заберёт у Литвы транзит нефти и газа в направлении Белоруссии, если таковой появится. И ещё один важный момент. Поставки нефти в Беларусь из латвийского Вентспилса выгоднее, чем из Клайпеды или Гданьска, но Латвию даже не пригласили к обсуждению планов: Польша хочет быть лидером и конкуренты ей не нужны.

Так проясняется часть комплекса причин, которые не позволяют восточно-европейцам легко и просто оторвать от России её традиционные сферы интересов.

Учения американцев в Пабраде у границ с Белоруссией

Учения американцев в Пабраде у границ с Белоруссией

Чтобы сделать белорусское руководство более сговорчивым, Вашингтон и Вильнюс прибегли к демонстрации. В литовском местечке Пабраде, в 10 километрах от границы, лагерем встал американский танковый батальон – 500 человек личного состава, 30 танков «Абрамс», 25 боевых машин пехоты «Брэдли».

И тут как бы случайно Лукашенко пригласил к себе председателя Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Романа Головченко (он, кстати, выпускник МГИМО). В беседе белорусский президент в свойственной ему манере передал сигнал Европе: Беларусь оказалась в горячей политической точке и должна принимать меры для укрепления своей безопасности: «Речь идет о том, что мы, также находясь в этом котле, горячей политической точке, не можем не обращать внимания на обеспечение своей безопасности. Мир, к сожалению, не стал безопаснее. Мы это видим и, конечно, должны предпринимать определенные меры».

А то, что Лукашенко сказал после этого, стало холодным душем для властей Литвы: в Беларуси уже создали ракету средней дальности, сейчас в планах разработка ещё более мощного оружия: «Речь шла об увеличении дальности, мощности этих ракет на основании той базы, которая у нас существует, опыта наших партнеров, прежде всего Китайской Народной Республики, с которой мы активно сотрудничаем в области ракетостроения», – процитировало своего президента белорусское информационное агентство БЕЛТА.

О планах Вильнюса разместить американский танковый батальон у белорусской границы в Минске знали из разведывательных донесений, а вот появление в белорусской армии ракет средней дальности собственного производства литовские разведчики проморгали. Эта новость, прозвучавшая как бы вскользь, стала шоком для военно-политического руководства Литвы.

Теперь участники этой игры попытались в Нью-Йорке укрепить переговорную шахматную доску тяжёлыми фигурами.

Заглавное фото: ex-Press.by

Оцените статью
0.0