Комиссар Калиновский: «Кто против польского правительства – тому огонь и виселица»
В связи с готовящимся в Вильнюсе перезахоронением в ноябре останков двадцати участников восстания 1863 года польский канал Белсат пытается сделать актуальным вопрос о перезахоронении «Кастуся» (правильно – Викентия Константина) Калиновского не в Литве, а в Беларуси. Эта идея, по утверждению канала, принадлежит «белорусским интеллектуалам».
Один из политических обозревателей Белсата (Павел Усов) замечает, правда, что инициатива окружена «враждебным молчанием власти и полным равнодушием большинства населения» Беларуси.
Нетрудно понять очевидное: польский деятель, организатор террора против крестьян-белорусов в 1863 г., не может стать героем Беларуси. Это подтверждает и неудачная история с «Орденом Кастуся Калиновского», учреждённого в 1996 году, затем упразднённого в 2004 г.
Калиновский был приговорён к смертной казни не только за призывы к мятежу в листовке «Мужицкая правда», но и за организацию преступных деяний. Его преступления перечислены в Заключении судебной инстанции (Полевого Аудиториата), выносившей приговор 4 марта 1864 г.
«Он исполнял сперва поручения называвшегося комиссаром Литвы Дюлорана, при котором впоследствии был секретарем, а по отъезде Дюлорана и за отсутствием других членов организации, принял на себя обязанность Главного распорядителя по восстанию в крае и, стремясь поддержать восстание, издавал от имени революционного правления разные распоряжения и воззвания, рассылал деньги в мятежнические шайки, выдавал номинации на революционные должности и звания, сносился и получал донесения от подведомственных революционных управлений в воеводствах […] Посему Временный Полевой Аудиториат […] полагает подсудимого дворянина Викентия-Константина Калиновского, 26 лет, за преступления его, составляющие высшую степень участия в мятеже против правительства с возбуждением к тому других и деятельным распространением и поддержанием восстания […] казнить смертью повешением».
Однако в Заключении судебной инстанции сказано не всё. Калиновский деятельно участвовал в подготовке вооружённого выступления до весны 1863 г. и некоторое время даже возглавлял Литовский провинциальный комитет. В самый активный период восстания в белорусско-литовских губерниях, с марта по июль 1863 г., он был комиссаром в Гродненской губернии, а к провинциальному руководству приступил лишь на заключительном этапе, когда другие лидеры (Дюлеран, Малаховский) разбежались и восстание пошло на спад. Одно это делает грубой ошибкой название мятежа в Белоруссии и Литве «восстанием Калиновского». Гораздо более точно именовать его «польским восстанием», что подтверждается всеми распоряжениями революционного провинциального комитета Литвы.
Сам Калиновский, который ни в одном из своих воззваний, считая и «Мужицкую правду», никогда не упоминал ни Белоруссии, ни белорусов, действовал от лица польского революционного правительства.
Приведём примеры.
В «Приказе мужикам» от 11 июня 1863 г., заверенном печатью литовского комитета, рисовалась такая картина народного счастья: «Польское правительство отдает вам без всякого выкупа и оброков ту землю, на которой сидели ваши отцы и деды. Это правительство дает вам настоящую вольность […]. Теперь настало время, что каждому будет отмерено земли так, сколько он сам намеряет. Пан будет злым – пана повесим как собаку! Мужик будет плохим – так и мужика повесим, а дворы их и села пойдут с дымом, будет справедливая вольность […] мы люди вольные, а кто хочет неволи, тому дадим виселицу […]. А кто этому приказу противен будет, будь он или поп, или ксендз, мужик или пан, обо всяком доносить польскому правительству […] или, собравши сход, сделав справедливый суд, без оговорок вести на виселицу!»
Это – настоящее лицо Калиновского.
В приказе, изданном комиссаром Гродненской губернии Калиновским не позднее 13 июня 1863 года, говорилось (приводим по архивной копии и в русском переводе):
«Правительство польское назначило меня и требует, чтобы я наблюдал за действительной свободой и справедливостью, и чтобы вы исполняли только одни приказания польского правительства.
Приняв на себя эту обязанность, я буду наблюдать как следует – с людьми добрыми я буду справедлив, а дурным никакой пощады не дам – кто будет привержен к правительству польскому, тот получит землю в вечное владение, а если захочет, то может перейти на прежнюю свою униатскую веру. Кто против польского правительства – тому огонь и виселица.
Москаль, не имея нужного количества войска и не будучи в состоянии набрать рекрут, пускается на хитрость – хочет из вас составить милицию, а потом переделать вас на москалей. Чтобы не допустить до этого, я от имени польского правительства приказываю вам: когда к вам придет много русского войска, то вы перед ними молчите как могила, а если их будет мало, чтобы составить из вас милицию, то вы тотчас давайте знать повстанцам, а они москалей выдушат как крыс. Этот приказ должен быть прочитан для сведения в каждой деревне».
Однако приказы комиссара польского правительства, обещавшего крестьянам землю, которой он не распоряжался, мало действовали. Поэтому Калиновский прибегал к устрашению – крестьян вешали.
В Гродненской губернии с апреля по сентябрь 1863 г., в соответствии с приказами комиссара Калиновского, были повешены крестьяне: Фома Прокопук, Алексей Герасимович, Григорий Ярмошук, Иван Минчик, Иосиф Ступчик, Дмитрий Сытый, Василий Гапонюк, Матвей Макаревич, Иван Макаревич, Константин Швед, Юлиан Корвацкий, Иван Новицкий, Михаил Пызовский, Михаил Лиуцко, Алексей Михнюк и многие другие люди простого звания… Вешали даже женщин.
Число таких жертв среди мирных обывателей Литвы и Белоруссии, павших от рук головорезов Калиновского, насчитывает от 600 до 2000 человек.
Польский канал Белсат и группа «белорусских интеллектуалов», заботясь о перезахоронении «Кастуся» в Беларуси, пытаются прославить эти убийства.