Перейти к основному содержанию
Предвыборный митинг косовских албанцев

Косово голосует за радикальных сторонников «Великой Албании»

Прошедшие 6 октября в отторгнутом албанскими сепаратистами сербском крае Косово и Метохия выборы показали, что косовары не прочь поменять управляющих краем бывших полевых командиров и криминальных авторитетов. На первое место вышло движение «Самоопределение» Альбина Курти. Идея фикс Курти состоит в том, что Косово – часть Албании; лидер «Самоопределения» выступает за объединение населённых албанцами территорий (а это и Сербия, и Греция, и Черногория, и Македония) в единое государство.

Процессом «взаимного признания» Белграда и Приштины будет управлять американец Ричард Гренелл

Прошедшие 6 октября в отторгнутом албанскими сепаратистами сербском крае Косово и Метохия выборы показали, что косовары не прочь поменять управляющих краем бывших полевых командиров и криминальных авторитетов. Правящая Демократическая партия Косово, к которой принадлежит боевик «Освободительной армии Косово» (ОАК) Хашим Тачи, получила всего 21% голосов, а составлявший с ней коалицию Альянс за будущее Косово другого боевика, находящегося сейчас в Гааге по обвинению в преступлениях против гражданского населения Рамуша Харадиная, – всего 12%.

На первое и второе места вышли движение «Самоопределение» Альбина Курти (26%) и Демократический союз Косово (24,8%), во главе которого поставлена женщина – преподаватель Приштинского университета Вьоса Османи. Курти и Османи уже заявили о своей готовности сформировать «правительство».

Альбин Курти, радикал маргинального толка, начинал карьеру активиста-общественника в Югославии, сочетая левые, сепаратистские и националистические идеи. Эту идеологическую смесь он оправдывал задачами «антиколониальной борьбы» с сербами. При Милошевиче сидел в тюрьме за экстремизм, был освобождён новым прозападным руководством в Белграде. Идея фикс Курти состоит в том, что Косово – часть Албании; лидер «Самоопределения» выступает за объединение населённых албанцами территорий (а это и Сербия, и Греция, и Черногория, и Македония) в единое государство.

Среди последних акций Курти – его показательная встреча в Приштине с лидером бошнякских сепартистов Новопазарского Санджака (Рашская область Сербии) Сулейманом Углянином, недавно выступившим с призывом повторить в Рашке косовский сценарий. Отметился Курти и на открытии в черногорском Тузи – пригороде столичной Подгорицы – памятника албанскому сепаратисту начала ХХ века, заявив, что у него нет ощущения, что он находится в Черногории, ему кажется, что он в Албании…

На выборах в Косово лидер «Самоопределения» переиграл Хашима Тачи за счёт обвинений того в «захвате власти» в крае. Под этим Курти подразумевает готовность Тачи вести переговоры с Вучичем о размене территорий. Речь идёт о плане обменять населённые сербами северные анклавы Косово на населённую преимущественно албанцами Прешевскую долину в Сербии. С точки зрения Курти, Прешевскую долину у Сербии можно забрать и без обмена, потребовав при этом от Белграда контрибуцию за «оккупацию».

Есть противники размена и в Европейском союзе. Например, Германия. Немцы хотели бы оттянуть евроинтеграцию Албании и Косово, опасаясь безвизового въезда населения этих территорий к себе в страну, – албанская криминальная диаспора и без того доставляет много хлопот властям ФРГ. Вопрос о начале переговоров о вступлении Северной Македонии и Албании в Евросоюз должен обсуждаться на саммите лидеров ЕС 17−18 октября.

Давит на Белград и Дональд Трамп, добиваясь от Александра Вучича признания «государственности» Косово. О важности этого вопроса для американской администрации говорит то, что 4 октября Трамп назначил посла США в Германии Ричарда Гренелла спецпредставителем по переговорам между Сербией и Косово. В Вашингтоне Гренелл считается важной фигурой: он поучает немцев; он рассматривался в качестве замены Джона Болтона на посту советника президента США по национальной безопасности, а также Джона Хантмана на посту посла в России. События ускоряются: Гренелл уже провёл встречи с Альбином Курти и с Александром Вучичем.

Курти заявил, что, хотя по «конституции» Косово минимум одно кресло в правительстве края должно быть за представителем сербского меньшинства, он не позволит занять его членам партии «Сербский список», которые получили 98% голосов представителей сербской общины Косово. (При этом половина сербской общины не участвовала в выборах, отказавшись в своё время получать паспорта и прочие документы «Республики Косово»).

«Я не могу работать с теми, кто используют формулировки «так называемый президент Косово», «временные органы власти Косово» (термины по отношению к сепаратистским органам власти, принятые в Сербии. – А.Т.), я буду работать с теми сербами, которые говорят «Конституция Республики Косово», – заявил Курти. – …Мы сфокусируем наши приоритеты на национальном меньшинстве, а не на партии».

Под «национальным меньшинством» Курти имел в виду карликовые косовские коллаборационистские группировки. Один из таких «проалбанских сербов» Ненад Рашич записал предвыборное обращение на албанском языке и назвал партию «Сербский список» «монструозным явлением».

«Величайшей угрозой безопасности, наряду с "Великой Албанией", является то, – заявил министр обороны Сербии Александр Вулин, – что сербов [в Косово] сведут не только к демографическому, но и политическому меньшинству… Сама идея, по которой победитель выборов в Косово Альбин Курти предлагает формировать власть без легитимных представителей сербов, лишь с послушными сербами… является угрозой безопасности Сербии».

Всё так. И опора сепаратистского режима Приштины на ничтожное меньшинство сербских коллаборационистов, и призывы Трампа к Вучичу признать оторванный от Сербии край Косово и Метохия «суверенной Республикой Косово» наносят удары по сербам как народу. Вопрос в том, в состоянии ли нынешние сербские руководители сопротивляться ударам и противостоять угрозе.

Оцените статью
0.0