Перейти к основному содержанию
Нагорный Карабах

Eurasianet: Карабах – объединение с Арменией или противостояние

В непризнанной республике Нагорном Карабахе уже сейчас готовятся к выборам, которые намечены на весну следующего года. В апреле здесь собираются выбирать и президента, и парламент, а сами выборы заранее называют самыми свободными за последние тридцать лет – с активным участием оппозиции и меньшим вмешательством со стороны Еревана.

Нагорный Карабах готовится к весенним выборам президента и парламента

В непризнанной республике Нагорном Карабахе уже сейчас готовятся к выборам, которые намечены на весну следующего года. В конце марта здесь собираются выбирать и президента, и парламент, а сами выборы заранее называют самыми свободными за последние тридцать лет – с активным участием оппозиции и меньшим вмешательством со стороны Еревана.

«Это будут самые конкурентные выборы в истории Нагорного Карабаха. Правительство слабое, оно сейчас разделилось на множество лагерей, и это возможность для нас, потому что они не могут сконцентрировать свои силы»,

– цитирует американское интернет-издание Eurasianet Айка Ханумяна, который собирается баллотироваться от оппозиционной партии «Национальное возрождение». 

А президент Степанакертского пресс-клуба Гегам Багдасарян считает, что выборы – это «отличная возможность стать нормальной страной, но это также большая опасность».

По его мнению, опасность исходит «от оставшихся членов бывшего авторитарного правительства в Ереване и его многочисленных союзников, которые всё ещё работают в правительственных структурах и органах безопасности Степанакерта».

«Лишившись власти в Армении, они, по всей видимости, пытаются перегруппироваться в Карабахе и превратить его в свой последний оплот»,

– полагает Eurasianet.

Издание отмечает, что всю надежду старая гвардия возлагает на Виталия Баласаняна, бывшего главу совета национальной безопасности Карабаха, который неоднократно критиковал новые власти Армении и премьер-министра Никола Пашиняна.

Сегодня Баласанян стоит во главе политической организации «За Карабах» и открыто поддерживает Роберта Кочаряна, бывшего президента сначала Карабаха, затем Армении, а ныне – политического врага Пашиняна. Кочарян сейчас находится в тюрьме в Армении – его обвиняют в насильственном подавлении акций протеста в 2008 году. В Степанакерте идёт сбор подписей под петицией с требованием освободить экс-президента, вскоре подписи планируют собирать и в других городах Карабаха.

«Приход к власти Пашиняна привёл к беспрецедентному публичному противостоянию между Ереваном и Степанакертом. Конфликт достиг апогея в мае, когда нынешний фактический лидер Карабаха Бако Саакян и один из его предшественников внесли залог за Кочаряна. Реакция Пашиняна была жёсткой – он обвинил руководство Карабаха в попытке подорвать его политические достижения»,

– пишет автор статьи Джошуа Кучера (Joshua Kucera).

Виталий  Баласанян считает, что Пашинян – ставленник Запада, а в Ереване произошла не революция, а силовой захват власти, отмечает автор.

Сам Баласанян был известным командиром в войне с Азербайджаном, поэтому он уверен, что   президентом республики должен быть человек с военным опытом – настоящий главнокомандующий. Однако в том, что ему удастся выиграть президентские выборы, Баласанян очень сомневается – Ереван приложит все усилия, чтобы помешать его победе.

«Правительство Армении всё ещё имеет значительное влияние в Карабахе: оно обеспечивает более половины бюджета территории и здесь стоят воинские части Армении. В прошлом Ереван использовал различные рычаги, чтобы на выборах в Карабахе побеждали «свои» кандидаты. Сегодня же эти две стороны менее синхронизированы»,

– цитирует издание политолога и советника де-факто министра иностранных дел Карабаха Грачья Арзуманяна.

Говоря о том, что выборы 2020 года будут самыми честными, нельзя забывать, что этнические азербайджанцы за все годы противостояния покинули Карабах, напоминает Eurasianet. И эти 600 тысяч (так в тексте. - Ред.) уехавших азербайджанцев не будут принимать участия в выборах. Проживает же сегодня в непризнанной республике всего 150 тысяч человек. И хотя постоянно ведутся переговоры о том, что бывшие жители Карабаха могут вернуться в свои дома, вряд ли это произойдёт, уверен Джошуа Кучера.

Несмотря на то, что кандидатура Баласаняна – видная, а сам он многим известен, политические обозреватели считают, что шансов у него на победу в выборах слишком мало. Основная же борьба за пост президента развернётся между местным олигархом Араиком Арутюняном и действующим де-факто главой МИД Масисом Маиляном, оба они сторонники Пашиняна.

Впрочем, все в Карабахе во многом изменили своё мнение по отношению к Пашиняну после его выступления 5 августа в Степанакерте, когда он заявил: «Карабах – это Армения, и точка!». Эти его слова стали поворотным моментом.

«После 5 августа возникли разногласия – или, как назвал это Пашинян, «диссонанс» – между ним и нашим правительством, после этого мы перевернули страницу и вступили в другую стадию. Думаю, митинг показал, что люди поддерживают правительство Армении, и в частности Пашиняна»,

– говорит Масис Маилян.

Объединяет же политиков и народ Карабаха идея «миацума» – объединения с Арменией. По мнению главы МИД республики, политики должны учитывать значимость этой идеи не только для Карабаха, но и для всей Армении, отмечает Eurasianet.

Оцените статью
0.0