НПО в Армении как инструменты внешнего управления

НПО в Армении как инструменты внешнего управления

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В конце ноября экс-глава Службы национальной безопасности Армении Артур Ванецян, отправленный в отставку Пашиняном ещё в сентябре, заявил журналистам, что для Армении существует реальная угроза со стороны фонда «Открытое общество». Этот фонд – один из филиалов обширной организации знаменитого миллиардера Джорджа Сороса.

Ванецян – не единственный, кто заявляет об угрозе со стороны организации Сороса. Летом и осенью представители общественных движений «АдекваД» и «Вето» не раз выступали с критикой премьер-министра Никола Пашиняна, обвиняя его в связях с Западом, который преследует свои цели. Активисты не раз выступали с требованием принять закон «О сети иностранных агентов в Армении», который бы не позволил сотрудникам неправительственных организаций (НПО) с внешним финансированием занимать должности государственных чиновников. Об этом говорится в докладе «НПО в Армении», подготовленном интернет-журналом «Военно-политическая аналитика».

«Действуя по всему миру через разветвлённую сеть формально независимых организаций, адепты Сороса замешаны в финансировании, организационной поддержке и информационном сопровождении государственных переворотов в Сербии, Киргизии, Молдове, на Украине и в других странах»,

– говорится в докладе.

В документе отмечается связь нынешнего премьер-министра Никола Пашиняна с зарубежным финансированием, о котором тот сам рассказал два года назад на своей странице в социальной сети Facebook. Он не скрывал, что пришлось понести затраты на смену власти в стране, а для этого на его счёт было переведено около $260 тысяч – от сторонников смены власти в Армении.

«Однако, по мнению наблюдателей, при этом «за кадром» остались западные источники финансирования, в том числе теневые. Вовсе не случайно и то обстоятельство, что «бархатная революция» вознесла многих активистов НПО с их весьма специфическим жизненным опытом в чиновничьи и депутатские кресла, что стало фактором прогрессирующего управленческого хаоса, общей неопределённости и нестабильности»,

– отмечается в документе.

Фонд Сороса начал свою борьбу за умы и сердца армян в первые же годы после крушения Советского Союза, впрочем, это касается и всех остальных бывших советских республик. К тому же Фонд Сороса – одна из самых известных, но далеко не единственная организация внешнего влияния, причём все они направлены в большей степени на разрыв отношений республик с Россией, а также на подрыв формирующейся государственности в новых «независимых» странах.

Армения же в 1991 году должна была ещё преодолевать последствия катастрофического землетрясения 1988 года. Тогда ей на помощь пришла международная благотворительная организация World Vision International, основанная в 1950 году преподобным Робертом Пирсом.

«Определённую помощь жертвам стихии оказал также Джон Хантсман-старший – основатель Huntsman Corporation (одной из крупнейших химических корпораций в мире) и глава влиятельной мормонской семьи. Сегодня имеются прямые доказательства активного влияния на внутриполитические процессы в Армении тесно интегрированных в разведывательное, военное, финансовое сообщество США мормонов и представителей иных религиозных сект. Установление дипломатических отношений между ведущими западными игроками и «новыми» элитами практически всех постсоветских стран открыло широкую дорогу к экспансии «передовых западных ценностей», использовавшихся в качестве ширмы для масштабного передела советского материально-технического и кадрово-интеллектуального наследия»,

– говорится в докладе.

В Армении же отличительной особенностью стало тесное взаимодействие НПО с властями: даже распределение грантов происходит под контролем администрации президента. И такая связь установилась задолго до «бархатной революции». А уж после неё Джордж Сорос, не стесняясь, давал напрямую конкретные рекомендации, что необходимо делать новой власти, а также предлагал властям Армении всяческую помощь. Безусловно – благородную: по борьбе с коррупцией, по реформированию всего, что есть, по развитию демократии… «Реформирование страны, охваченной коррупцией, не может быть осуществлено в одночасье. Перед Арменией стоят серьёзные проблемы, для преодоления которых потребуется время. Чтобы помочь Армении на её пути к устойчивой демократии, Соединенные Штаты могли бы взять на себя обязательство укреплять отношения, которые они имеют с Ереваном. Теперь у Армении есть уникальная возможность преодолеть годы автократии и коррупции, и Соединённые Штаты могут сыграть в этом важную роль», – предлагает Фонд Сороса.

«В этом случае речь идёт о продвижении инфраструктуры внешнего управления как общественно-политическими процессами, так и системой принятия государственных решений, крайне далёкой от проповедуемых благообразных целей»,

– отмечает доклад «НПО в Армении».

В Армении Сорос действует сразу через несколько структур, включая фонд «Открытое общество», «Партнёрство для открытого общества» и фонд «Партнёрство Евразии». Выстроены все эти организации по зонтичному принципу и формируют единую платформу для множества НПО внутри Армении по многим направлениям общественной деятельности – от союзов журналистов до организаций национальных меньшинств. Только фонд «Партнёрство Евразии» координирует деятельность свыше 60 некоммерческих организаций.

Реальная деятельность фонда никоим образом не способствует реализации заявленных принципов: активно сотрудничающие с ним организации и отдельные личности замечены в деятельности по оказанию влияния на внутриполитические процессы и протестные настроения общества, считают авторы доклада.

Ещё одна достаточно известная структура, действующая в Армении, – Агентство США по международному развитию (USAID), которая отвечает за оказание государственной помощи зарубежным странам. Появившись в странах постсоветского пространства в 1992 году, оно последовательно увеличивает масштаб своей деятельности в области так называемой мягкой силы.

Провозглашаемой целью USAID в Армении является содействие достижению стабильного развития: роста конкуренции, улучшения демократического управления, а также безопасных энергетических ресурсов. Последнее означает сворачивание работы Мецаморской АЭС с неизбежным подрывом энергетической безопасности страны, чего последовательно добиваются Европейский союз, Турция и Азербайджан. Кроме того, в настоящее время USAID намерено разработать новую стратегию развития страны и содействовать реформированию образования Армении. Представители этой организации открыто заявляют о «важности формирования следующего поколения лидеров», лояльных так называемым западным демократическим ценностям.

«Некоторые программы USAID, такие как помощь в оцифровке геологических данных Армении в рамках программы «Улучшение прозрачности горнодобывающей отрасли» могли, согласно публикациям в армянских СМИ, преследовать двойные цели»,

– напоминают атворы доклада.

Кроме USAID, в Армении успешно работают Национальный фонд поддержки демократии, Национальный демократический институт по международным вопросам (США), Британский совет, Германское общество по техническому сотрудничеству.

Также в докладе уделено внимание деятельности религиозных сект, «многие из которых являются орудием в руках внешних сил, активно использующими «религиозный фактор» для влияния на армянское общество и вмешательства во внутренние дела Армении».

По данным Центра реабилитации жертв деструктивных культов, на сегодня в Армении представлено до 65 религиозных организаций (в том числе более 50 сект), так или иначе охватывающих 350 тысяч жителей республики. Кроме того, в небольшой кавказской стране активно действуют до 200 незарегистрированных религиозных организаций.

«После «бархатной революции» деятельность в Армении религиозных, общественных, гендерных организаций, прежде действовавших достаточно осторожно, приобрела «второе дыхание». НПО в Армении выполняют ряд специфических задач, не исключая лоббистские и разведывательные. Данное обстоятельство прямо затрагивает сферу национальной безопасности, непосредственно влияет на отношения с основными военно-политическими союзниками и торгово-экономическими партнёрами. В первую очередь это касается российско-армянских отношений как фактора обеспечения национально-государственных интересов Республики Армения и ключевого фактора военно-политической стабильности в Кавказском регионе. Любой шаг в сторону армяно-российского сближения встречает негативную реакцию со стороны местных НПО и СМИ, финансируемых с участием структур западной «мягкой силы». Возрастающая роль транснациональных структур на постсоветском пространстве и на Кавказе, в частности, не может не учитываться Москвой при определении среднесрочных и долгосрочных внешнеполитических ориентиров в странах «ближнего зарубежья», включая пространство ОДКБ и Евразийского экономического союза»,

– констатирует доклад «НПО в Армении».

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться