Перейти к основному содержанию
НПО в Армении как инструменты внешнего управления

НПО в Армении как инструменты внешнего управления

Активисты не раз выступали с требованием принять закон «О сети иностранных агентов в Армении», который бы не позволил сотрудникам неправительственных организаций (НПО) с внешним финансированием занимать должности государственных чиновников. Об этом говорится в докладе «НПО в Армении», подготовленном интернет-журналом «Военно-политическая аналитика».

В конце ноября экс-глава Службы национальной безопасности Армении Артур Ванецян, отправленный в отставку Пашиняном ещё в сентябре, заявил журналистам, что для Армении существует реальная угроза со стороны фонда «Открытое общество». Этот фонд – один из филиалов обширной организации знаменитого миллиардера Джорджа Сороса.

Ванецян – не единственный, кто заявляет об угрозе со стороны организации Сороса. Летом и осенью представители общественных движений «АдекваД» и «Вето» не раз выступали с критикой премьер-министра Никола Пашиняна, обвиняя его в связях с Западом, который преследует свои цели. Активисты не раз выступали с требованием принять закон «О сети иностранных агентов в Армении», который бы не позволил сотрудникам неправительственных организаций (НПО) с внешним финансированием занимать должности государственных чиновников. Об этом говорится в докладе «НПО в Армении», подготовленном интернет-журналом «Военно-политическая аналитика».

«Действуя по всему миру через разветвлённую сеть формально независимых организаций, адепты Сороса замешаны в финансировании, организационной поддержке и информационном сопровождении государственных переворотов в Сербии, Киргизии, Молдове, на Украине и в других странах»,

– говорится в докладе.

В документе отмечается связь нынешнего премьер-министра Никола Пашиняна с зарубежным финансированием, о котором тот сам рассказал два года назад на своей странице в социальной сети Facebook. Он не скрывал, что пришлось понести затраты на смену власти в стране, а для этого на его счёт было переведено около $260 тысяч – от сторонников смены власти в Армении.

«Однако, по мнению наблюдателей, при этом «за кадром» остались западные источники финансирования, в том числе теневые. Вовсе не случайно и то обстоятельство, что «бархатная революция» вознесла многих активистов НПО с их весьма специфическим жизненным опытом в чиновничьи и депутатские кресла, что стало фактором прогрессирующего управленческого хаоса, общей неопределённости и нестабильности»,

– отмечается в документе.

Фонд Сороса начал свою борьбу за умы и сердца армян в первые же годы после крушения Советского Союза, впрочем, это касается и всех остальных бывших советских республик. К тому же Фонд Сороса – одна из самых известных, но далеко не единственная организация внешнего влияния, причём все они направлены в большей степени на разрыв отношений республик с Россией, а также на подрыв формирующейся государственности в новых «независимых» странах.

Армения же в 1991 году должна была ещё преодолевать последствия катастрофического землетрясения 1988 года. Тогда ей на помощь пришла международная благотворительная организация World Vision International, основанная в 1950 году преподобным Робертом Пирсом.

«Определённую помощь жертвам стихии оказал также Джон Хантсман-старший – основатель Huntsman Corporation (одной из крупнейших химических корпораций в мире) и глава влиятельной мормонской семьи. Сегодня имеются прямые доказательства активного влияния на внутриполитические процессы в Армении тесно интегрированных в разведывательное, военное, финансовое сообщество США мормонов и представителей иных религиозных сект. Установление дипломатических отношений между ведущими западными игроками и «новыми» элитами практически всех постсоветских стран открыло широкую дорогу к экспансии «передовых западных ценностей», использовавшихся в качестве ширмы для масштабного передела советского материально-технического и кадрово-интеллектуального наследия»,

– говорится в докладе.

В Армении же отличительной особенностью стало тесное взаимодействие НПО с властями: даже распределение грантов происходит под контролем администрации президента. И такая связь установилась задолго до «бархатной революции». А уж после неё Джордж Сорос, не стесняясь, давал напрямую конкретные рекомендации, что необходимо делать новой власти, а также предлагал властям Армении всяческую помощь. Безусловно – благородную: по борьбе с коррупцией, по реформированию всего, что есть, по развитию демократии… «Реформирование страны, охваченной коррупцией, не может быть осуществлено в одночасье. Перед Арменией стоят серьёзные проблемы, для преодоления которых потребуется время. Чтобы помочь Армении на её пути к устойчивой демократии, Соединенные Штаты могли бы взять на себя обязательство укреплять отношения, которые они имеют с Ереваном. Теперь у Армении есть уникальная возможность преодолеть годы автократии и коррупции, и Соединённые Штаты могут сыграть в этом важную роль», – предлагает Фонд Сороса.

«В этом случае речь идёт о продвижении инфраструктуры внешнего управления как общественно-политическими процессами, так и системой принятия государственных решений, крайне далёкой от проповедуемых благообразных целей»,

– отмечает доклад «НПО в Армении».

В Армении Сорос действует сразу через несколько структур, включая фонд «Открытое общество», «Партнёрство для открытого общества» и фонд «Партнёрство Евразии». Выстроены все эти организации по зонтичному принципу и формируют единую платформу для множества НПО внутри Армении по многим направлениям общественной деятельности – от союзов журналистов до организаций национальных меньшинств. Только фонд «Партнёрство Евразии» координирует деятельность свыше 60 некоммерческих организаций.

Реальная деятельность фонда никоим образом не способствует реализации заявленных принципов: активно сотрудничающие с ним организации и отдельные личности замечены в деятельности по оказанию влияния на внутриполитические процессы и протестные настроения общества, считают авторы доклада.

Ещё одна достаточно известная структура, действующая в Армении, – Агентство США по международному развитию (USAID), которая отвечает за оказание государственной помощи зарубежным странам. Появившись в странах постсоветского пространства в 1992 году, оно последовательно увеличивает масштаб своей деятельности в области так называемой мягкой силы.

Провозглашаемой целью USAID в Армении является содействие достижению стабильного развития: роста конкуренции, улучшения демократического управления, а также безопасных энергетических ресурсов. Последнее означает сворачивание работы Мецаморской АЭС с неизбежным подрывом энергетической безопасности страны, чего последовательно добиваются Европейский союз, Турция и Азербайджан. Кроме того, в настоящее время USAID намерено разработать новую стратегию развития страны и содействовать реформированию образования Армении. Представители этой организации открыто заявляют о «важности формирования следующего поколения лидеров», лояльных так называемым западным демократическим ценностям.

«Некоторые программы USAID, такие как помощь в оцифровке геологических данных Армении в рамках программы «Улучшение прозрачности горнодобывающей отрасли» могли, согласно публикациям в армянских СМИ, преследовать двойные цели»,

– напоминают атворы доклада.

Кроме USAID, в Армении успешно работают Национальный фонд поддержки демократии, Национальный демократический институт по международным вопросам (США), Британский совет, Германское общество по техническому сотрудничеству.

Также в докладе уделено внимание деятельности религиозных сект, «многие из которых являются орудием в руках внешних сил, активно использующими «религиозный фактор» для влияния на армянское общество и вмешательства во внутренние дела Армении».

По данным Центра реабилитации жертв деструктивных культов, на сегодня в Армении представлено до 65 религиозных организаций (в том числе более 50 сект), так или иначе охватывающих 350 тысяч жителей республики. Кроме того, в небольшой кавказской стране активно действуют до 200 незарегистрированных религиозных организаций.

«После «бархатной революции» деятельность в Армении религиозных, общественных, гендерных организаций, прежде действовавших достаточно осторожно, приобрела «второе дыхание». НПО в Армении выполняют ряд специфических задач, не исключая лоббистские и разведывательные. Данное обстоятельство прямо затрагивает сферу национальной безопасности, непосредственно влияет на отношения с основными военно-политическими союзниками и торгово-экономическими партнёрами. В первую очередь это касается российско-армянских отношений как фактора обеспечения национально-государственных интересов Республики Армения и ключевого фактора военно-политической стабильности в Кавказском регионе. Любой шаг в сторону армяно-российского сближения встречает негативную реакцию со стороны местных НПО и СМИ, финансируемых с участием структур западной «мягкой силы». Возрастающая роль транснациональных структур на постсоветском пространстве и на Кавказе, в частности, не может не учитываться Москвой при определении среднесрочных и долгосрочных внешнеполитических ориентиров в странах «ближнего зарубежья», включая пространство ОДКБ и Евразийского экономического союза»,

– констатирует доклад «НПО в Армении».

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0