Перейти к основному содержанию
Новополоцкий НПЗ

Беларусь закупила первую партию нефти в Норвегии

В Москве стороны смогли договориться только о компенсации за «грязную» нефть, поэтому Беларусь уже закупила первую партию норвежской нефти по «европейской цене».

Оппозиция злорадствует по поводу нефти «по европейским ценам»

Нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии продолжают работать с минимальной нагрузкой, экспорт приостановлен с 1 января 2020 года, вся продукция идёт на внутренний рынок.

В понедельник стало известно, что в Москве сторонам удалось достичь соглашения о методике компенсации за «грязную» нефть.

Напомним, в Москве ведут переговоры вице-премьеры двух стран – Дмитрий Козак и Игорь Ляшенко.

«Действительно, достигнута принципиальная договорённость по подходам к компенсации за «грязную» нефть», – подтвердил журналистам представитель и. о. вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус. О какой сумме идёт речь, журналистам не сообщили.

Напомним, в апреле прошлого года так называемая грязная нефть попала в нефтепровод «Дружба», парализовав на время работу всей отрасли. Минск тогда потребовал от Москвы компенсировать все потери, но договориться удалось только сейчас.

Также в понедельник стало известно, что стороны приостановили переговоры по тарифам на транзит нефти по территории Белоруссии. Это означает, что с 1 февраля тариф будет увеличен на 6,8% (прогноз по инфляции – 3,8% и премия – 3%). Хотя Минск и требовал увеличить тариф на 16,6%, потом согласился на 14%, однако в России считают эти цифры слишком завышенными.

Не договорившись с Москвой по поставкам нефти, Белорусская нефтяная компания (БНК) закупила  80 тысяч тонн норвежской нефти, которую доставят через литовский порт Клайпеда уже 22 января. Будет ли сотрудничество с Норвегией долговременным или же это всего лишь разовая покупка – пока не известно, ведь доставка нефти из Клайпеды в Новополоцкий НПЗ по железной дороге добавит к каждой тонне нефти более 20 долларов. Тогда как белорусская сторона торговалась с Москвой за премию в 10 долларов за каждую тонну.

В Литве уверяют, что смогут доставить в Беларусь до трёх миллионов тонн нефти в год, тогда как в 2019 году в страну было поставлено около 18 миллионов тонн нефти из России.

Согласна подключиться к транспортировке нефти и Латвия.

По мнению эксперта Международного финансового центра Владимира Рожанковского, поставки нефти из других стран – это «показательные выступления», и всё скоро закончится.

«Думаю, закончится это как всегда миром. Нефть будет приходить из тех стран, где она производится. Всегда всё заканчивалось по одному сценарию: подписывались соглашения с уступками, может, с минимальными уступками или вообще без них. Нефть производится в России, а не в Прибалтике»,

– прокомментировал ситуацию эксперт в эфире радио Sputnik Латвия.

Рожанковский напомнил, что в Европу вполне мог бы поступать сжиженный газ из Соединённых Штатов, и Вашингтон не один раз пытался вести переговоры, которые заканчивались на стадии подсчёта расходов.

«Да, это возможно. Но это дорого. Готова ли Беларусь платить больше за нефть, которую она будет получать реверсом из Европы? Какое-то время, наверное, да. Но я сомневаюсь, что как способ ведения хозяйства это даже год продержится»,

– констатировал  эксперт.

И только белорусская оппозиция, похоже, рада тому, что у президента страны появились серьёзные проблемы.

«Да, за нефть придётся платить по европейским ценам. Привыкайте. Это новая реальность, в которой белорусским властям надо учиться жить. К этому шло уже очень давно. Ничего не мешало сделать этот переход менее болезненным. Например, отремонтировать трубу и проработать возможные варианты поставок, урезать расходы на развлечения в виде Европейских игр, отложить строительство дворцов и резиденций, прекратить дотации полумёртвых госпредприятий. А теперь – платить»,

– злорадствует националистическая «Салідарнасць». Как будто платить не придётся всем белорусам…

Соб. корр. ФСК
На фото. Новополоцкий НПЗ

Оцените статью
0.0