Перейти к основному содержанию
Без цели «приобретения какой-либо части австрийской территории…»

Без цели «приобретения какой-либо части австрийской территории…»

75 лет назад Красная армия освободила Вену. Уже 1 мая 1945 г. советская военная администрация по поручению правительства СССР выделила населению Вены из армейских ресурсов 800 т муки, 7 тыс. т зерна, 1 тыс. т бобов, 300 т мяса, 200 т сахара и масла, 1 тыс. т семян подсолнечника и другие продукты. Продовольственная помощь в больших количествах продолжала оказываться и в дальнейшем.

75 лет назад Красная армия освободила Вену

Когда в первых числах апреля 1945 года советские войска прорвали вражеские укрепления на границе между Австрией и Венгрией и вышли на ближние подступы к Вене, советское правительство выступило с заявлением о том, что оно «не преследует цели приобретения какой-либо части австрийской территории или изменения социального строя Австрии», а намерено восстановить независимость страны путем ликвидации оккупационного нацистского режима и утверждения в Австрии «демократических порядков и учреждений».

Многие западные политики, на чьих глазах разворачивались события 1945 года, были убеждены в стремлении СССР «советизировать» страну. Однако посрамлены были и они, и те позднейшие историки, которые ставили под сомнение искренность заявления советских властей. Современный австрийский историк Карл Воцелка до сих пор не может скрыть недоумения: почему советские власти уполномочили сформировать правительство правого социал-демократа Карла Реннера? По его мнению, это «было странно, поскольку советской тактике, скорее, соответствовал бы выбор на эту должность коммуниста».

Сам К. Реннер, ставший канцлером Второй Австрийской республики, категорически отвергал предположения о стремлении СССР извлечь из ситуации какие-либо, говоря современным языком, геополитические выгоды. Советская держава, оккупировав Вену и важнейшие части австрийской территории, по его словам, «никогда ничем не обусловливала свою поддержку антифашистских сил, никогда и нигде по своему усмотрению не назначала должностных лиц… Советский Союз... повсеместно предоставлял право действовать гражданскому управлению».

В Венской наступательной операции участвовали 3-й Украинский фронт (командующий – Маршал Советского Союза Ф.И. Толбухин) и часть сил 2-го Украинского фронта (Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский), а также Дунайская военная флотилия (контр-адмирал Г.Н. Холостяков) и 18-я воздушная армия (главный маршал авиации А.Е. Голованов). Советскому командованию удалось добиться преимущества и в живой силе, и в технике. Наступавшие на Вену соединения насчитывали более 640 тыс. солдат и офицеров (ещё более 100 тыс. было в составе болгарских частей) и имели на вооружении 12,1 тыс. орудий и миномётов, более 1,3 тыс. танков и САУ, около 1 тыс. самолётов.

Нашим войскам противостоял II танковый корпус СС 6-й танковой армии в составе 2-й танковой дивизии СС «Рейх», 3-й танковой дивизии СС «Мёртвая голова», 232-й танковой дивизии «Татра» и 6-й танковой дивизии; имелось также значительное соединение пехоты. Общие силы врага насчитывали 410 тыс. солдат и офицеров, около 700 танков и самоходок, 5,9 тыс. орудий и миномётов, около 700 самолётов.

Бои за Вену, в которых участвовали войска 3-го Украинского фронта, начались 5 апреля 1945 г. Они сразу приняли ожесточённый характер. Манёвр советских механизированных войск был стеснён пересечённой, подготовленной врагом к обороне местностью. В упорных боях части 4-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Н.Д. Захватаева к вечеру 6 апреля вышли к южным и юго-западным окраинам города, прорвались в район арсенала и завязали уличные бои. Тем временем 9-й гвардейский механизированный корпус 6-й гвардейской танковой армии генерал-полковника танковых войск А.Г. Кравченко овладел западным предместьем города Мариабрунн. Главные силы 9-й гвардейской армии генерал-полковника В.В. Глаголева продвигались на север и запад, оттесняя от Вены танковый корпус СС.

Советское Верховное командование искало слабые места в обороне противника. В полночь 6 апреля было принято решение осуществить охват вражеской группировки в районе Вены с обоих флангов. Наше командование рассчитывало и на помощь жителей австрийской столицы.

Начальник политуправления 3-го Украинского фронта генерал-лейтенант И.С. Аношин вспоминал, какой живой отклик в сердцах жителей Вены нашло разбросанное с самолётов над городом обращение маршала Толбухина. «Час освобождения столицы Австрии – Вены от немецкого господства настал, но отступающие немецко-фашистские войска хотят превратить Вену в поле боя, как это они сделали в Будапеште… – говорилось в обращении. – Ради сохранения столицы Австрии, её исторических памятников культуры и искусства предлагаю: 1. Всему населению, кому дорога Вена, из города не эвакуироваться, ибо с очищением Вены от немцев вы будете избавлены от ужасов войны, а тех, кто эвакуируется, немцы погонят на гибель. 2. Не давать немцам минировать Вену, взрывать её мосты и превращать дома в укрепления. 3. Организовать борьбу против немцев и защиту от разрушения её гитлеровцами».

8 апреля 5-й гвардейский танковый корпус начал наступление на Вену с северо-запада и вышел к переправам через Дунай. В течение 9-10 апреля советские войска шли к центру города, ожесточенно сражаясь за каждый квартал. Бои в городе шли непрерывно. Днём действовали главные силы, ночью, как правило, отдельные усиленные батальоны. Наши стрелки в составе небольших групп при поддержке танков и артиллерии просачивались в глубину вражеской обороны, уничтожая немецкие гарнизоны. С боем брали каждый квартал, каждый дом. Схватки шли непрерывно, круглыми сутками. Особенно упорные бои происходили в центре города.

Важнейшей задачей стал захват мостов через Дунай. Северный, северо-восточный и восточный железнодорожные мосты были взорваны немцами 9 апреля. Целыми оставались Флорисдорфский и Имперский мосты, причём последний имел особо важное значение. Он находится на оси города, идущей из центра, и связывал немецкие группировки на правом и левом берегах Дуная. С юго-запада и юга к нему приближались войска 4-й гвардейской армии и 1-го гвардейского механизированного корпуса. Однако существовала угроза взрыва Имперского моста немцами, что существенно усложнило бы форсирование Дуная советскими войсками. В этих условиях было принято решение силами Дунайской военной флотилии высадить в районе моста десант в составе роты 80-й гвардейской стрелковой дивизии 4-й гвардейской армии. Двум бронекатерам с десантом придали отряд артиллерийской поддержки из восьми катеров с установками реактивных миномётов.

Для прорыва к Имперскому мосту катерам требовалось пройти между рухнувшими фермами взорванного восточного железнодорожного моста. Это было возможно только в дневное время. Дерзкая операция удалась: катера благополучно миновали разрушенный мост и приблизились к Имперскому мосту. Под прикрытием дымовой завесы один катер с десантниками рванул к левому берегу, второй – к правому. Высаженным десантом мост был захвачен, а подрывные заряды обезврежены. Десантники в течение двух дней удерживали мост, несмотря на яростные контратаки противника.

Форсирование Дунайского канала на широком фронте и захват Имперского моста привели к развалу обороны II танкового корпуса СС. Какое-то время немцами ещё удерживался небольшой плацдарм на восточном берегу Дуная, постепенно сокращавшийся под ударами 46-й армии 2-го Украинского фронта.

К 14 часам 13 апреля Вена была очищена от немецких войск практически полностью.

Город из-за тяжёлых боев был на одну треть разрушен. Население голодало, речь шла о выживании венцев. Ещё до полного освобождения города был назначен военный комендант генерал-лейтенант А. В. Благодатов – временно исполняющий дела командира 6-го гвардейского стрелкового корпуса. В его первом приказе от 12 апреля 1945 г. и последующих приказах предусматривались решительные меры по наведению порядка в только что освобождённом от вражеской оккупации городе, его санитарной очистке, охране жизни и имущества австрийцев, обеспечению населения продовольствием.

Приказ № 1 гласил:

«В целях поддержания нормальной жизни и порядка в пределах Вены и ее окрестностях приказываю:

1. Вся власть принадлежит мне, как представителю Верховного командования Красной Армии. Распоряжения коменданта Красной Армии являются для населения обязательными и имеют силу закона. 2. …Функции гражданской власти будет исполнять назначенный мною временный бургомистр. 3. Все владельцы торговых и промышленных предприятий должны продолжать свою деятельность. Рабочие, крестьяне, ремесленники и другие граждане должны оставаться на своих рабочих местах и местах жительства и продолжать нормально работать. 4. Торговля продуктами питания и товарами широкого потребления объявляется свободной. 5. НСДАП и ее организации распускаются…».

Уже 1 мая 1945 г. советская военная администрация по поручению правительства СССР выделила населению Вены из армейских ресурсов 800 т муки, 7 тыс. т зерна, 1 тыс. т бобов, 300 т мяса, 200 т сахара и масла, 1 тыс. т семян подсолнечника и другие продукты. Продовольственная помощь в больших количествах продолжала оказываться и в дальнейшем.

Если такую армию считать оккупантом, то что тогда в понимании фальсификаторов истории является освобождением?

Фото: 31.media.tumblr.com

Оцените статью
0.0